Модернизированный Россией для Индии авианосец неисправен, но сохраняет ход

Первоначальные сообщения о выходе из строя семи из восьми котлов Vikramaditya не подтвердились: неисправности есть, но корабль способен продолжать испытания
М.Лысцева/ ИТАР-ТАСС

Как сообщил "Ведомостям" источник в кораблестроительной промышленности, авианосец Vikramaditya (экс-"Адмирал Горшков") продолжает испытания в Баренцевом море и находится на ходу. На корабле действительно вышли из строя три из восьми котлов при испытаниях на полный ход, однако это не означает, что корабль лишился хода, более того, решение о его возвращении на завод "Севмаш" в Северодвинск еще не принято, говорит собеседник "Ведомостей".

По его словам, в настоящее время продолжаются испытания других систем авианосца, а в Северодвинск прибыли представители "Балтзавода" (где котлы проходили капремонт) и Центрального КБ котлостроения (где котлы были разработаны). Они должны представить объяснения, в чем причина выхода агрегатов из строя, и предложения, что необходимо делать в сложившейся ситуации.

О том, что передача "Викрамадитьи" Индии снова откладывается из-за серьезных неполадок, сегодня сообщил "Коммерсантъ" со ссылкой на источник, близкий к "Рособоронэкспорту". По данным издания, семь паровых котлов из восьми вышли из строя. Но на Севмашпредприятии, заводе, на котором велась модернизация авианосца, информацию издания назвали преждевременной и не соответствующей действительности.

Испытания корабля начались 8 июня и должны были продолжаться 124 дня. Проблемы обнаружились на прошлой неделе во время попыток авианосца набрать максимальную скорость: система аварийного оповещения выдала сигнал о сбое в энергетической установке и корабль встал, написал "Коммерсантъ". По этой информации, причина - в теплоизоляции котлов: индийский заказчик настоял на отказе от канцерогенного асбеста, и разработчик котлов - Специальное конструкторское бюро котлостроения - обложил котлы огнеупорной кирпичной кладкой. После аварии оказалось, что кирпичная кладка рассыпалась, не выдержав температуры, пишет "Коммерсантъ" со ссылкой на свой источник. Корабль якобы потерял ход, сообщило издание.

Предполагалось, что испытания Vikramaditya продлятся до декабря и будут переданы индийскому флоту. Теперь источники "Коммерсанта" считают, что индийцы получат корабль не раньше октября 2013 г.

На Севмашпредприятии "Интерфаксу" заявили, что первые выводы о состоянии авианосца можно будет сделать только после того, как он вернется в док и на нем пройдет проверка. Источник "РИА Новости" в Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) заметил, что испытания проводились именно для выявления неполадок, неполадки устранят в максимально короткие сроки. "То, что передает ряд СМИ о том, что корабль не может самостоятельно идти, не соответствует действительности, корабль идет своим ходом", - добавил собеседник агентства.

Спущенный на воду в украинском Николаеве в 1978 г. авианесущий крейсер «Баку», впоследствии переименованный в «Адмирал Горшков», прослужил в составе ВМФ СССР совсем недолго, он перенес пожар и с начала 90-х гг. находился в отстое в Северодвинске. Тогда начались и первые переговоры с Индией о радикальной модернизации и продаже этого корабля индийскому флоту. «Адмирал Горшков» не был классическим авианосцем — на нем базировались самолеты вертикального взлета Як-38 (впоследствии планировалось заменить их на так и не доведенные более совершенные самолеты Як-141), он не имел сплошной палубы от кормы до носа и обладал мощным ракетным вооружением, нехарактерным для авианосцев западного типа, главным оружием которых являются самолеты. Объем работ по модернизации корабля фактически оказался сравним с объемом работ по постройке нового авианосца.

Контракт о продаже Индии «Адмирала Горшкова» за $1 (один доллар) и его радикальную модернизацию на Севмашпредприятии за примерно $900 млн был подписан в начале 2004 г., параллельно был подписан контракт на разработку и поставку 16 истребителей МиГ-29К/КУБ за $730 млн. Уже через два года выяснилось, что записанной в контракт суммы абсолютно недостаточно. Между «Рособоронэкспортом» и Индией начались сложные переговоры по ее увеличению, индийское финансирование было временно остановлено, и работы велись за счет кредита Внешэкономбанка. Стороны достигли соглашения об увеличении суммы контракта до $2,2 млрд в 2009 г. В 2010 г. был подписан контракт о поставке еще 29 истребителей МиГ-29К за $1,6 млрд и контракт на поставку вертолетов Ка-28 и Ка-31 для авиагруппы авианосца на сумму около $300 млн. Вместе с участием России в создании в штате Гоа в Индии тренажера палубной авиации для индийских ВМС общая сумма связанных с Vikramaditya контрактов достигает $5 млрд, говорит источник, близкий к руководству «Рособоронэкспорта».