"Дочку" АФК "Система" могут отстранить от проекта по сокращению дорожных пробок в Москве

Московские власти пытаются отстранить «Навигационно-информационные системы» («НИС Глонасс») от участия в создании городской интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Ее место может занять петербургская CSBI

Правительство Москвы настаивает на смене субподрядчика в проекте по созданию ИТС, призванной сократить пробки на московских дорогах, рассказал «Ведомостям» сотрудник мэрии и подтвердили два человека в структурах АФК «Система» (контролирует НИС). Московские власти недовольны тем, что НИС затягивает срок исполнения работ, и думают о замене субподрядчика, говорят собеседники «Ведомостей»; например, на петербургского системного интегратора CSBI. Близкий к CSBI источник подтвердил это. У этой компании уже есть опыт создания IT-систем управления транспортом, добавляет он: например, в 2008–2012 гг. CSBI создала систему управления наземным общественным транспортом Петербурга, к которой подключено свыше 4000 транспортных средств.

В 2011 г. «Ситроникс» победил в конкурсе на разработку ИТС стоимостью 6,26 млрд руб. и выбрал НИС соисполнителем (ему причитается 1,9 млрд руб.). Задача НИС – оснастить наземный общественный транспорт навигационно-телематическим оборудованием и подключить его к автоматизированной системе управления. НИС по-прежнему участвует в проекте, настаивает ее представитель, называя информацию о возможной замене НИС на другого исполнителя не имеющей оснований. Московская мэрия заключала контракт с компанией «Ситроникс КАСУ» и к тому, как она распределяет работы между подрядчиками, городские власти не имеют никакого отношения, заявил «Ведомостям» представитель департамента транспорта Москвы.

Сейчас к системе управления пассажирским транспортом подключено уже свыше 8000 автобусов, троллейбусов и трамваев, говорит представитель НИС. Исполнители проекта вложили в него 1,5 млрд руб. и важно, чтобы все новые системы базировались на технических решениях, уже созданных в 2011–2012 гг., иначе город понесет повторные затраты на переработку существующих элементов ИТС, подчеркивает сотрудник структуры, аффилированной с АФК.

По планам мэрии внедрение ИТС должно снизить задержки транспорта на 10%, расширить пропускную способность дорог на 5–15%, повысить среднюю скорость движения на 17% и сократить время поездки на 15–20%. Такие показатели достижимы, но установка в общественном транспорте модулей «Глонасс/GPS» сама по себе не сделает ИТС эффективной, считает гендиректор Data+ Алексей Ушаков. Главное, чтобы система научилась управлять массивом информации и аналитики, касающимся транспорта, дорожной сети, архитектуры города, демографии и властных инициатив, говорит он: в идеале ИТС должна, например, прогнозировать, как повлияет на транспортные потоки переезд того или иного госучреждения за пределы МКАД.

Представители «Ситроникса» и «Системы» отказались от официальных комментариев.