«Яндекс.Деньги» предлагает использовать смартфон вместо POS-терминала

«Яндекс.Деньги» разработала аналог американского сервиса мобильных платежей Square: загрузив на смартфон специальное приложение, можно оплачивать банковской картой разные услуги. Например, такси

Платежи картами через мобильные телефоны стали популярны благодаря американскому проекту Square. В России с мая 2012 г. POS-терминалы распространяет Москомприватбанк: у него есть приложение iPay для iPhone и Android. А основанный российскими предпринимателями фонд Inventure Partners с соинвесторами вложил $1,6 млн в компанию Smartfin, разработавшую аналогичный сервис 2Can (с Visa и Промсвязьбанком).

Платежная система «Яндекс.Деньги» подготовилась к приему платежей от владельцев банковских карт. Она разработала приложение «Яндекс.Касса» – аналог популярного американского сервиса Square: на смартфон крепится специальное устройство для считывания карт платежных систем MasterCard и Visa (ридер, POS-терминал), данные в зашифрованном виде поступают в приложение, а приложение совершает транзакцию, рассказала представитель «Яндекс.Деньги» Ася Мелкумова.

С сегодняшнего дня «Яндекс.Кассу» начнет использовать один из московских таксопарков. На этапе тестирования сервис будет работать в четырех машинах, затем – в 200–300, а в будущем распространится и на другие таксопарки Москвы. Также «Яндекс.Касса» может пригодиться уличным кафе, небольшим магазинам, в том числе работающим в интернете, – всюду, где люди часто расплачиваются наличными, считает Мелкумова.

«Яндекс.Деньги» ориентируются на аудиторию, которая не привыкла к электронным деньгам, но пользуется банковскими картами, объясняет она. За каждую транзакцию компания будет взимать процент, какой именно – она не говорит. У PayPal и Square это 2,7–3,5% с суммы платежа.

Партнер «Яндекс.Денег» по этому проекту – SellbyCell заказывает ридеры для считывания карт в Китае, но по мере развития проекта планирует открыть производство в России, говорит ее представитель Эдуард Ириновский.

Успех проекта «Яндекс.Деньги» будет зависеть от того, насколько он учитывает требования платежных систем Visa и MasterCard и практику, наработанную на Западе, говорит гендиректор Smartfin Николай Жмуренко. В первую очередь он имеет в виду требования безопасности, в том числе связанные с шифровкой данных. При этом важно, чтобы ридер можно было установить больше чем на несколько моделей смартфонов, добавляет он. На этот рынок очень просто войти – начальные расходы невелики, так что конкуренция будет высокая, предупреждал ранее председатель совета ассоциации «Электронные деньги» Виктор Достов. Зато информация о мобильном эквайринге быстрее распространится среди потенциальных пользователей, они не будут опасаться совершать платежи с карт, т.е. конкуренты будут не мешать, а помогать друг другу, надеется Жмуренко.

«Яндекс.Касса» запускается своевременно – технология обкатана в западных странах и рынок набирает обороты, говорит менеджер по развитию электронной коммерции MasterCard в России Артем Пецюха. Обычные POS-терминалы не всегда удобное решение, особенно в малом бизнесе: часто пользователю – например, курьеру или водителю такси – просто некуда положить такое устройство. А «Яндекс.Касса» поможет компаниям привлечь клиентов, увеличить скорость и качество обслуживания, автоматизировать бизнес-процессы – воспользоваться всеми преимуществами расчетов банковскими картами, надеется он.