Ресторанный проект основателя ABBYY привлек $6 млн

Фонд «Лидер-инновации» под управлением УК «Лидер» вкладывает до $10 млн в компанию «Айко» основателя ABBYY Давида Яна, разрабатывающую софт для автоматизации ресторанного бизнеса

Об инвестиции «Лидер-инноваций» (фонд с участием Российской венчурной компании) в «Айко» «Ведомостям» рассказал директор по венчурным инвестициям УК «Лидер» Константин Надененко. По его словам, фонд выкупил допэмиссию акций «Айко». Общий объем инвестиций – $10 млн, уточнил гендиректор «Айко» Роман Аврамов. Какую долю получил фонд, он не раскрывает.

По словам близкого к участникам сделки человека, сделка делится на два этапа: сначала «Лидер-инновации» вкладывает в «Айко» $6 млн, а через год имеет право инвестировать еще $4 млн – «если с бизнесом будет все в порядке». Всю компанию фонд оценил в $16 млн и получил более 25% акций, размыв пакет ранее инвестировавшего в «Айко» фонда «Тройка венчурз», говорит собеседник «Ведомостей».

«Тройка венчурз» вложил в «Айко» около $4 млн в 2007 г. «Мы очень довольны этой инвестицией – капитализация компании существенно выросла и еще будет расти», – говорит партнер фонда Олег Курчин. Даже во время кризиса софт «Айко» хорошо раскупался, добавляет он. «Айко» была создана в 2005 г. основателем одной из крупнейших российских IT-компаний – ABBYY Давидом Яном и его партнером Максимом Нальским (Ян с 2004 г. сам занимается ресторанным бизнесом). Изначально «Айко» выпускала только систему управления бизнесом (ERP) для ресторанов, но затем выяснилось, что систему, управляющую 3000 кассовых аппаратов, можно использовать и для создания других сервисов, рассказывает Курчин. В итоге «Айко» создала систему лояльности клиентов, а сейчас внедряет еще и систему доставки.

Средства «Лидер-инноваций» нужны «Айко», чтобы разработать софт для зарубежных рынков – прежде всего в Центральной и Восточной Европе и в Азии, говорит Аврамов. Кроме того, «Айко» планирует выпустить новые продукты и попробовать в России новые бизнес-модели – например, SaaS (soft as a service) для ресторанов. Выручка «Айко», по словам Аврамова, растет на 65–70% в год, тогда как рост этого рынка в России – около 10%. Каждый год софт для автоматизации бизнеса устанавливают до 5000 российских ресторанов, а средняя стоимость автоматизации одного – 0,3–0,4 млн руб., рассказывает Аврамов. Долю «Айко» на этом рынке он оценивает примерно в 30%, ее основного конкурента UCS – в 50–55%.

Разработка бизнес-при­ложений – огромный и очень перспективный рынок, в мире его объем составляет около $60 млрд, говорит управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев. На нем много крупных игроков вроде SAP, Oracle, Microsoft, и конкурировать с ними на уровне общих решений сложно. Но в этом сегменте есть место и для игроков, создающих вертикальные решения – например, системы автоматизации ресторанов. А то, что за «Айко» стоит известный предприниматель – Давид Ян, – дополнительный плюс в глазах инвесторов, добавляет Чихачев.