МТС вернулась в лидеры по подключениям

МТС вернулась в лидеры по количеству проданных в России sim-карт – впервые с тех пор, как ее возглавил Андрей Дубовсков, принципиально отказавшийся участвовать в гонке подключений. За три месяца – с июля по сентябрь 2012 г. – оператор вернул себе половину контрактов, на которые успела сократиться его абонентская база в России с начала 2011 г.
М. Стулов/ Ведомости

Абонентская база МТС в России выросла в III квартале 2012 г. больше, чем у конкурентов. За июль – сентябрь оператор увеличил базу на 1,14 млн sim-карт – это 37% всех чистых подключений в России, свидетельствуют данные AC&M-Consulting. Ряды абонентов ближайшего конкурента МТС – «Мегафона» – выросли за тот же период на 744000, а прирост абонентской базы «Вымпелкома» оказался даже ниже, чем у четвертого оператора – Tele2, действующего только в половине российских регионов: 442000 и 709000 sim-карт соответственно.

Последний раз МТС лидировала по подключениям более полутора лет назад – в феврале 2011 г.; тогда на нее пришлось более половины всех подключений. В марте 2011 г. президентом МТС стал Андрей Дубовсков, возглавлявший до этого украинскую «дочку» оператора. С его приходом компания принципиально отказалась от участия в гонке за новыми абонентами, так что ее абонентская база с февраля 2011 г. по июнь 2012 г. сократилась на 2,27 млн активных sim-карт. У конкурентов за тот же период она выросла – на 5,57 млн у «Мегафона» и на 3,06 млн у «Вымпелкома». Зато МТС увеличила рентабельность – во II квартале 2012 г. ее маржа OIBDA в России составляла 44,6% против 43,1% у «Вымпелкома» и 42,3% у «Мегафона».

При уровне проникновения свыше 100% гонка за абонентами бессмысленна, доказывал Дубовсков год назад в интервью «Ведомостям»: естественный уровень возобновления абонентской базы «стабилен, невысок и вполне прогнозируем», а погоня за числовыми показателями обязательно аукнется оператору проблемами с выручкой и OIBDA. Одним из шагов МТС в эту сторону стал отказ от фиксированных платежей дилерам за подключения и переход к схеме разделения выручки, полученной от абонента.

В конце 2011 г. МТС полностью перешла на принцип разделения выручки как с федеральными, так и с региональными дилерами и по-прежнему ориентирована на подключение качественных абонентов, передал «Ведомостям» через пресс-службу вице-президент МТС по продажам и обслуживанию Вадим Савченко. Рост клиентской базы в III квартале он связывает с увеличением количества монобрендовых салонов МТС, через которые оператор подключает около 40% новых абонентов, укреплением позиций МТС среди корпоративных клиентов, а также активным развитием М2М-сервисов (machine-to-machine, автоматический обмен данными между устройствами).

«Вымпелком» не видит признаков возобновления гонки подключений, передала «Ведомостям» его вице-президент по маркетингу и бизнес-развитию Ольга Турищева. Сам «Вымпелком», по ее словам, сфокусировал усилия на привлечении наиболее качественных, высокодоходных абонентов, но при этом принимает меры, чтобы абонентская база и в целом устойчиво росла теми темпами, которых требует бизнес-логика компании.

Не стремится к лидерству в валовых подключениях и «Мегафон», отказавшийся в прошлом году от гонки за абонентами любой ценой, говорит его представитель Юлия Дорохина. По ее словам, это обеспечило оператору высокий уровень чистого прироста абонентской базы за счет качества подключений и развития собственной розницы.