Роскомнадзор признал - служба не справляется с ведением реестра вредных сайтов

Роскомнадзор признал, что плохо справляется с ведением реестра вредных сайтов. Он предлагает подключиться к этой работе участникам рынка, а недостатки закона о защите детей от вредной информации нейтрализовать за счет его более осмысленного применения
Fotolia/ PhotoXPress

Реестр запрещенных сайтов работает в России с 1 ноября. Вчера на совещании с представителями интернет-сообщества Роскомнадзор подвел предварительные итоги его работы, рассказали «Ведомостям» несколько участников совещания и подтвердил представитель Роскомнадзора Владимир Пиков. Руководитель Роскомнадзора Александр Жаров посетовал на сбои в работе системы, объяснив их недостаточно испытанным в связи с дефицитом времени программным обеспечением и повышенной нагрузкой в первые недели работы ресурса.

Наиболее запомнившиеся «сбои» связаны с внесением в реестр не конкретных страниц с противоправной информацией, а IP-адресов сайтов. Например, на прошлой неделе в реестре побывали IP-адреса трех сервисов Google – сервиса по хранению изображений, блог-хостинга Blogspot и видеохостинга YouTube. А вчера в реестр попал IP-адрес, на котором работал не только сайт с пропагандой наркотиков, но и еще около 40 сайтов (среди них библиотека, сервис по сканированию книг и т.д.; данные rublacklist.net). «Мы сделаем все возможное для скорейшего устранения причин подобных ошибок, поскольку сейчас больше всех, пожалуй, в этой отрасли понимаем социальную значимость и резонансность любых действий с записями и адресами в реестре», – пообещал вчера Жаров.

Пиков рассказал «Ведомостям», что Роскомнадзор предложил подключиться к работе над реестром Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК, представляет интересы около 100 интернет-компаний). РАЭК могла бы стать посредником между Роскомнадзором и провайдерами. Роскомнадзор получал бы уведомления о противоправном контенте в сети от пользователей, а РАЭК взяла бы на себя рассылку уведомлений хостерам и владельцам сайтов. «Мы понимаем, что система закрытия доступа к запрещенной информации еще сырая. Роскомнадзору сложно в одиночку обеспечить в момент стартапа безупречную работу», – объясняет Пиков. Поэтому было бы правильно, если бы часть этого груза взяли на себя общественные объединения интернет-компаний.

РАЭК в ближайшее время вынесет этот вопрос на свой совет, обещает аналитик ассоциации Ирина Левова. Каким будет решение, она прогнозировать не стала. В октябре в ответ на аналогичное предложение представитель РАЭК говорил, что «некоторые участники РАЭК по-прежнему считают, что «детский» закон нуждается в доработке, а участие в создании оператора реестра можно расценить как полную поддержку закона».

Вопрос доработки закона на вчерашнем совещании тоже обсуждался. Левова считает, что в законе следует прописать: блокировка запрещенной информации не должна влечь за собой блокировку незапрещенной. Это позволит избежать ситуации, когда вместе со страницей с противоправным контентом блокируется весь ресурс либо иные ресурсы на том же IP-адресе. Сам реестр следует сделать открытым, а процедуру внесения в него – более прозрачной. Надо прописать, что уведомлять о блокировке нужно не только операторов и хостеров, но и владельцев ресурсов. И ввести ответственность для тех, кто принимает решение о блокировке (см.врез).

Сам закон, скорее всего, править не будут, говорят два участника встречи. По словам Пикова, Роскомнадзор подумает о поправках в регламенты и процедуры его применения.

За время работы реестра было огромное количество ошибок, от которых пострадали и пользователи и компании, говорит представитель «Google Россия» Алла Забровская. По ее мнению, необходимо вносить поправки в сам закон о защите детей, а не только в подзаконные акты. Например, нужно устранить проблему с блокировкой по IP, из-за которой в реестр попадают добропорядочные сайты. А блокировку не запрещенной информации можно трактовать как нарушение закона «Об информации». Пока же Роскомнадзор планирует временную меру, пообещав рекомендовать операторам связи воздержаться от блокировки сайтов по IP.

Что касается участия интернет-компаний в работе реестра, Google по-прежнему считает это идею неприемлемой, тк интернет-индустрия не может вести Реестр, который предполагает блокировку по IP , те то, против чего выступает интернет-сообщество.

«Мы по-прежнему считаем, что держателем реестра должен быть государственный орган, – рассуждает директор «Яндекса» по связям с госорганами Марина Янина. – Закон новый, правоприменительная практика только начала складываться. Случаются ошибки и спорные вопросы, что естественно, поэтому участники рынка ожидают разъясняющих документов от регулирующего органа». Представитель Mail.ru Group не стал комментировать эту тему.