"Мегафон" заявил о готовности купить российский бизнес Tele2

«Мегафон» мог бы заинтересоваться покупкой некоторых российских активов шведской Tele2, заявил Иван Стрешинский, управляющий телекомактивами крупнейшего акционера «Мегафона» Алишера Усманова. До сих пор Tele2 обсуждала партнерство с «Ростелекомом»
Tele2 впору разослать пакеты с предложениями всем крупнейшим операторам России/ Д. Абрамов/ Ведомости

«Мегафон» рассмотрит предложение о покупке части активов российской Tele2, если оно поступит. Такое мнение высказал в интервью Bloomberg и повторил «Ведомостям» член совета директоров «Мегафона» и гендиректор USM Advisors Иван Стрешинский. Tele2 позиционирует себя как дискаунтер, поэтому ее полное объединение с «Мегафоном» разрушило бы это конкурентное преимущество и не добавило бы абонентов «Мегафону», объяснил он. Для акционеров «Мегафона» сделка будет выгодной, если он приобретет активы Tele2 совместно с кем-то из других операторов, сказал Стрешинский агентству. «Ведомостям» он уточнил, что пока это гипотетические рассуждения – ни предложения от Tele2, ни тем более переговоров нет.

Tele2

Телекоммуникационный холдинг. Работает в 11 странах Европы, включая Россию. Акционеры: Investment AB Kinnevik (47,5% голосующих акций), Swedbank Robur (3,23%) и др. Капитализация – $7,95 млрд. Выручка (МСФО, 2011 г.) – 40,75 млрд шведских крон ($5,9 млрд). Чистая прибыль – 4,9 млрд шведских крон ($710 млн).

Tele2 ни разу не сообщала о планах продажи российского бизнеса. Но, по сведениям сотрудника крупного инвестбанка, Tele2 рассматривает такую возможность, осознавая неизбежность консолидации российского рынка мобильной связи, и оценивает российский бизнес в $3–4 млрд. «Логичным развитием событий» называл продажу Tele2 Russia летом 2012 г. и источник, близкий к самой компании. А вскоре стало известно, что Tele2 обсуждает создание совместного предприятия (СП), оказывающего услуги мобильной связи, с «Ростелекомом». У «Ростелекома» есть сотовый бизнес в 35 субъектах Федерации (без учета дочернего «Скай линка») и общефедеральная лицензия на мобильную связь четвертого поколения (4G LTE), а у Tele2 – GSM-лицензии в 40 регионах, и эти лицензионные портфели идеально дополняют друг друга, объяснял «Ведомостям» человек, близкий к одной из сторон переговоров. В последнее время обсуждался такой вариант: Tele2 получает контроль над СП, а «Ростелеком» – опцион на выкуп пакета шведов через три года, рассказывали источники среди акционеров российской компании. Правда, с тех пор как Минкомсвязи попыталось сместить президента «Ростелекома» Александра Провоторова, а Следственный департамент МВД провел обыск в его доме, переговоры приостановились, знают несколько собеседников «Ведомостей».

Представитель Tele2 Пернилла Олдмарк вчера отказалась от любых комментариев, так же поступила представитель «Ростелекома» Кира Кирюхина.

Представители МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» не говорят, интересна ли их компаниям Tele2. Все операторы «большой тройки» были бы не против приобрести Tele2, считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Это неофициально подтверждает сотрудник одного из операторов «большой тройки»: если бы Tele2 выставлялась на продажу, оператор начал бы переговоры. Но наиболее необходим этот актив «Ростелекому», которому нужно наращивать долю на рынке мобильной связи, продолжает Либин, тогда как тот же «Мегафон», объединившись с Tele2, занял бы в некоторых регионах более 50% рынка, против чего выступила бы Федеральная антимонопольная служба. Поэтому в интересах «большой тройки» – сорвать сделку Tele2 с «Ростелекомом» и избежать создания полноценного четвертого конкурента, считает менеджер крупного западного инвестбанка, работающего в России.

Российский бизнес формирует существенную часть выручки Tele2 (по итогам III квартала 2012 г. – 29,9%) и еще большую долю в EBITDA (в III квартале – 41,3%). Но если российская Tele2 так и не получит лицензии на 3G и LTE, то лет через пять рост ее бизнеса прекратится и тогда его можно продавать – правда, вопрос, кому он тогда будет нужен, рассуждает Либин. Реальной Либин считает цену в $3,5–4 млрд.