«Транстелеком» увеличил количество интернет-пользователей на треть

За три месяца «Транстелеком» (ТТК) увеличил количество пользователей интернет-доступа почти на 30%, перешагнув отметку в 1 млн домохозяйств

ЗАО «Компания «Транстелеком» (ТТК)

Оператор фиксированной связи. Акционер – РЖД (100%). Финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – 24,8 млрд руб., чистая прибыль – 1,03 млрд руб.

В феврале совокупная абонентская база фиксированного широкополосного интернет-доступа ТТК достигла 1,1 млн пользователей, сообщила вчера компания. По словам вице-президента ТТК Светланы Шамзон (ее слова приводятся в пресс-релизе), прошлый год стал переломным для розничного бизнеса ТТК: компания получила известность в регионах и темпы подключения растут – только с начала 2013 г. оператор подключил более 100 000 домохозяйств.

Активно развивать услуги для массового рынка – в первую очередь широкополосный интернет-доступ (ШПД) – ТТК начала с приходом на должность ее президента Артема Кудрявцева (это произошло осенью 2010 г.). Стратегия ТТК предполагает фокус на небольших городах с населением от 50 000 человек, говорил Кудрявцев «Ведомостям», а основной прирост абонентов дают города с населением до 200 000 человек.

Ускорение подключений в последние месяцы связано прежде всего с тем, что в конце 2012 г. ТТК сдал в эксплуатацию сети доступа во многих новых городах и начал продавать там услуги, передала Шамзон «Ведомостям». Одновременно оператор активно развивал платное ТВ, сейчас к нему уже подключено более 100 000 абонентов. Жители малых городов, на которые ориентируется ТТК, меньше выезжают за границу на новогодние праздники, а потребность в интернете у них есть и это также повлияло на динамику подключений в декабре – январе, рассказывает Шамзон. Но и крупные города, по ее словам, также потенциально интересны для ТТК.

За полтора года ТТК подключил более 1 млн домохозяйств. Доля розничного бизнеса в общей выручке оператора выросла в 2012 г., по предварительным оценкам ТТК, почти вчетверо – с 5% в 2011 г. до уровня, близкого к 20%. Более высокие темпы роста среди российских провайдеров ШПД только у «Эр телекома», замечает партнер AC&M-Consulting Александр Шатиков. У «Эр телекома» в IV квартале 2012 г. прибавилось 460 000 пользователей, говорит его представитель, правда, в основном это подписчики не только интернет-доступа, но и платного ТВ с телефонией. В малые города «Эр телеком» практически не идет, он присутствует в городах с населением 300 000–500 000 человек, рассказывает его представитель: уровень проникновения ШПД там уже высокий, около 80% без учета ветхого жилья – но спрос на подключения большой.

Города с численностью населения до 200 000 человек важны и для крупнейшего российского оператора ШПД – «Ростелекома», говорит его представитель Валерий Костарев, обращая внимание: география охвата таких городов у «Ростелекома» самая высокая. Почти все они подключены по высокоскоростным оптоволоконным линиям, на базе которых развиваются и другие сервисы, повышающие возврат инвестиций, – интерактивное ТВ, контент-услуги и др., говорит Костарев.

В городах-миллионниках рынок уже насыщен, так что рост происходит за счет городов меньшего размера, согласны представители МТС и «Вымпелкома». У МТС есть сети ШПД в 160 городах, но компания ориентируется в развитии не столько на размер города, сколько на потенциальный спрос на фиксированный интернет и на возможность оперативно развернуть сети, добавляет руководитель ее пресс-службы Валерия Кузьменко. У «Вымпелкома», по словам его пресс-секретаря Анны Айбашевой, ШПД работает более чем 100 городах и приоритетная цель – укреплять позиции именно там.

ТТК рос не только за счет строительства сетей, но и за счет поглощений, напоминает Шатиков. Спрос на ШПД в небольших городах высокий, но только при условии, что оператор предлагает цену не более чем 300 руб. в месяц, говорит он. Срок окупаемости инвестиций при таком уровне цен растягивается на пять-шесть лет, считает он. В небольших городах средний чек на пользователя может быть ниже, чем в более крупных, соглашается Кузьменко, но при невысоком уровне проникновения оператор быстрее набирает базу и окупает инвестиции, добавляет она.