«Яндекс» дивидендов не заплатит, но может выкупить акции

Темпы роста выручки «Яндекса» снижаются третий год подряд. Это связано с общим замедлением рекламного рынка, но инвесторы все равно недовольны: котировки «Яндекса» упали более чем на 9%
Инвесторы еще не привыкли к тому, что компании рунета замедляют темпы роста/ М.Сергеев для Ведомостей

«Яндекс» не исключает возможности выкупа части своих акций с рынка, заявил вчера гендиректор компании Аркадий Волож. Он уточнил, что конкретных планов по buyback пока нет, но в компании «это постоянно обсуждается». Сейчас выкуп собственных акций активно используется в США, где экономика, по словам Воложа, «замерла» и компании не хотят «сидеть на деньгах». По данным на 31 декабря 2012 г., у «Яндекса» на счетах находилось 27,2 млрд руб. ($895,3 млн) свободных средств. На NASDAQ торгуется 43% акций «Яндекса».

Yandex N. V.

Интернет-компания. Акционеры: Baring Vostok (17,8% уставного капитала), Oppenheimer Funds (5,18%), Аркадий Волож (12,26%), Илья Сегалович (2,57%), 43% торгуется на NASDAQ. Капитализация – $8,37 млрд. Выручка (US GAAP, 2012 г.) – 28,8 млрд руб., чистая прибыль – 8,2 млрд руб.

Но выплачивать дивиденды своим акционерам «Яндекс» пока не планирует. «Мы считаем, что работаем на все еще динамично растущем рынке, и нам нужна денежная подушка на тот случай, если понадобится что-то приобрести или создать какой-то продукт», – объяснил он. О будущих сделках и продуктах Волож говорить отказался, подчеркнув лишь, что компания активно занимается «мобилизацией» поиска и развитием мобильных приложений. «Наша стратегия – идти к пользователям через приложения. Несложно сделать мобильную платформу, но проблема в ее дистрибуции. Для этого надо быть глобальным игроком, а не локальным, как мы». Поэтому, по его словам, «Яндекс» будет идти к пользователям через разработку приложений и партнерство с глобальными игроками. Он напомнил, что «Яндекс» уже партнерствует с разработчиком браузера Opera Software, компанией Microsoft и др.

Вчера к 20.00 мск котировки «Яндекса» на NASDAQ упали на 12,06% до $22,48 за акцию. Это произошло несмотря на то, что отчетность «Яндекса» за IV квартал и весь 2012 год в целом соответствовала ожиданиям аналитиков. По итогам IV квартала выручка выросла на 37% до 8,8 млрд руб. по сравнению с тем же периодом 2011 г., чистая прибыль – на 27% до 2,7 млрд руб., EBITDA – на 30% до 4,3 млрд руб., рентабельность по EBITDA составила 48,2%. В 2012 г. выручка компании увеличилась на 44% до 28,8 млрд руб., прибыль – на 42% до 8,2 млрд руб., EBITDA – на 42% до 13,1 млрд руб. Продажи контекстной рекламы выросли на 46% по итогам года (25,5 млрд руб.) и на 40% в IV квартале (7,64 млрд руб.). Рост продаж медийной рекламы оказался намного скромнее: 24% по итогам года (2,5 млрд руб.) и 12% по итогам квартала (964 млн руб.). По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2012 г. продажи контекстной рекламы в рунете выросли на 45%, медийной – на 17%. Замедление роста продаж медийной рекламы «Яндекс» объясняет перераспределением расходов рекламодателей в сторону телевизионной рекламы.

«Яндекс» ожидает, что в 2013 г. его выручка вырастет на 28–32%, сообщил финансовый директор компании Александр Шульгин. Прогноз на 2012 г. был 40–45%. В этом году «Яндекс» перестанет консолидировать показатели компании «Яндекс.Деньги», 75% которой в конце прошлого года приобрел Сбербанк, объяснил Шульгин. Кроме того, по его словам, база интернет-рекламы выросла и теперь будет сложно сохранять прежние темпы роста. Аналитики «Ренессанс капитала» отмечают в своем отчете, что прогноз по выручке «Яндекса» свидетельствует о замедлении роста рекламного рынка рунета. Хотя не исключено, что компания решила сделать осторожный прогноз. «Ренессанс капитал» прогнозирует, что в 2013 г. выручка компании вырастет на 30%, Bloomberg – на 33%. Рынок ожидает, что, имея $895 млн кэша, «Яндекс» может вернуть деньги инвесторам в виде дивидендов. Но если этого не произойдет, их ждет разочарование и здесь, резюмируют аналитики. В 2011 г. выручка «Яндекса» выросла на 60%: продажи контекстной рекламы выросли на 60%, медийной – на 70%. То есть в 2012 г. темпы роста по контексту снизились в 1,3 раза, по медийной рекламе – в 2,9 раза; и в этом году ожидается новое снижение. Невозможно каждый год расти на 60%, говорит Шульгин. Рост выручки «Яндекса» будет соответствовать росту рекламного рынка: на долю «Яндекса» приходится около 70% рекламного рынка рунета (АКАР).

«Яндекс» тратит довольно много денег на поддержание своей поисковой доли и это происходит на фоне замедления темпов роста российского рекламного рынка и темпов роста интернет-инвентаря (как в контекстной рекламе, так и в дисплее), говорит аналитик «ВТБ капитала» Анастасия Обухова. «Яндекс» – одна из лучших технологических компаний страны, но, к сожалению, пока монетизация ее технологий происходит практически только с помощью контекстной рекламы, резюмирует она.

К 21.30 по московскому времени падение котировок «Яндекса» скорректировалось на 9,45% до $23,2.