Чистая прибыль «В контакте» за 2012 г. упала на 94,5%

Чистая прибыль сети «В контакте» упала в 2012 г. почти вдвое – из-за расходов на серверы и каналы связи. Потом можно будет экономить, обещает основатель сети Павел Дуров
М. Стулов/ Ведомости

Выручка сети «В контакте» в 2012 г. выросла на 44,1%, а чистая прибыль упала на 94,5% – в основном из-за инвестиций в команду и инфраструктуру, говорится в отчете Mail.ru Group. Компания не назвала прямо ни выручку, ни чистую прибыль соцсети, в которой она владеет долей в 39,99%. Но их можно высчитать по отчетам Mail.ru Group за последние два года: выходит, что выручка «В контакте» составила $172 млн, а чистая прибыль – всего $1,01 млн.

В 2012 г. самые большие расходы социальной сети пришлись на оборудование дата-центров в Ленинградской области и альтернативные каналы связи, объяснил «Ведомостям» гендиректор «В контакте» Павел Дуров, уже сейчас сеть серьезно снизила стоимость аренды серверных стоек и среднюю стоимость доставки данных пользователям. Благодаря инвестициям в дата-центры «В контакте» удалось избежать зависимости от компании Selectel, принадлежащей одному из недавних совладельцев сети Льву Левиеву, радуется Дуров: до 2012 г. Selectel была основным хостером сети. Левиев и Вячеслав Мирилашвили продали свою долю «В контакте» (48%) группе United Capital Partners (UCP), в которой 65% принадлежит известному финансисту Илье Щербовичу, входящему в советы директоров крупнейших нефтяных компаний «Роснефть» и «Транснефть».

Бизнес-модель «В контакте» иная, чем у «Одноклассников» и «Моего мира»: «В контакте» больше фокусируется на расширении и удержании аудитории, а не на монетизации, говорит аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. «Одноклассники» и «Мой мир» больше зарабатывают на играх и подарках, у «В контакте» много бесплатного контента, соцсеть на нем не зарабатывает, заключает он.

ООО «В контакте»

социальная сеть. владельцы – Mail.ru Group (39,99%), UCP (48%), Павел Дуров (12%). Финансовые показатели (МСФО, 2012 г.): Выручка – $172 млн, прибыль – $1,01 млн.

«В контакте» – крупнейшая социальная сеть рунета и третий после «Яндекса» и Mail.ru по посещаемости сайт с дневной аудиторией, по оценке TNS, в 27,8 млн.

Представители Mail.ru Group и UCP вчера не комментировали финансовые показатели «В контакте». На прошлой неделе UCP завершила покупку доли соцсети, и представитель группы заявил тогда «Ведомостям», что текущие финансовые показатели не имеют решающего значения: есть уверенность в значительном потенциале развития и увеличения акционерной стоимости социальной сети.

Дуров ожидает, что уже в этом году чистая прибыль вырастет – социальная сеть будет экономить на аренде серверов и каналов связи. Правда, продолжил он, третья по размеру статья расходов – суперпремии сотрудникам – не сократится. Дуров сообщил, что в 2012 г., как и раньше, около 60% выручки «В контакте» принесла реклама, еще около 40% – игры.

По данным Mail.ru Group, выручка ее соцсетей «Одноклассники» и «Мой мир» в 2011 г. составила $216,7 млн, хотя их общая посещаемость меньше, чем у «В контакте»: согласно TNS, в нынешнем марте ежедневная аудитория «Одноклассников» составила 19 млн человек, «Моего мира» – 6,1 млн.

Основатель проекта Appdata.ru Анатолий Объедков говорит, что, судя по разработанным им приложениям, «В контакте» приносит с одного пользователя в 2–3 раза меньше выручки, чем «Одноклассники» или «Мой мир», но бывают и диаметрально противоположные ситуации. Объедков знает, что «Одноклассники» отбирают приложения еще до запуска и некоторые из них не использует вовсе, а «В контакте» изучает приложения только после запуска. Поэтому приложения могут приносить «В контакте» меньше денег, полагает он.