Нишевые бренды осваивают российский рынок смартфонов

Смартфоны стоимостью от 5000 до 10 000–15 000 руб. пользуются все большим спросом. Сейчас этот ценовой сегмент активно заполняют нишевые бренды – от индийских до российских

Розничная сеть МТС к средней ценовой категории относит смартфоны стоимостью 5000–15 000 руб., а «Евросеть» – аппараты за 5000–10 000 руб. Едины дилеры в одном: устройства этой категории – самые востребованные. По данным МТС, в 2012 г. на такие аппараты пришлось 58% всех продаж смартфонов в России (в штуках), по оценке «Евросети» – 39%.

Не глядя на Apple и Samsung

Коммерческий директор «Связного» Юрий Лабис к популярным брендам средней ценовой категории причисляет британо-индийскую Fly, китайские Huawei и Lenovo, российскую Explay. По данным «Евросети», Fly в прошлом году впервые вышла на 3-e место по продажам смартфонов в России – заняла 7,2% против 3,8% годом ранее. Впереди только Samsung (37,2%) и Nokia (32,4%).

Доля смартфонов B-брендов в общероссийских продажах за I квартал 2013 г. составила 18% в штуках и 11% в деньгах, продолжает Лабис. В натуральном выражении их продажи выросли к аналогичному периоду 2012 г. в 8 раз, говорит он. Высокие темпы роста Лабис связывает с тем, что на российском рынке эти устройства пока еще новички: первые модели появились в продаже в конце 2011 г.

В «М.видео» нишевые бренды смартфонов представлены незначительно, говорит руководитель телекомнаправления этой сети Сергей Сухоруков. Широко представлена там только Lenovo, а вот смартфоны Huawei, Alcatel, Philips продаются только в интернет-магазине. Но в будущем «М.видео» планирует расширить сотрудничество с такими производителями, сделав акцент на цену и эксклюзивность моделей, добавляет Сухоруков.

Бренды местного пошива

Заняться выпуском недорогих смартфонов, в принципе, несложно, рассуждает представитель Media Markt Анна Трофимова. Крупные компании вроде Qualcomm или Mediatek сами разрабатывают центральные процессоры и схему размещения остальных деталей на материнской плате, далее производитель смартфона может по своему усмотрению добавить LCD-экран, батарею нужной емкости, различные разъемы – и облачить все это в корпус из пластика или металла. Модели стоимостью до 15 000 руб. очень часто производятся как раз таким образом, на готовых стандартных платформах, говорит Трофимова; разработка индивидуального дизайна платформы обходится заказчику в сумму от $350 000.

Относительно несложная и малозатратная схема производства смартфонов заинтересовала компании, до последнего времени выпускавшие автонавигаторы, электронные книги, MP3-плейеры и т. п. Одна из них – Explay, вышедшая на рынок смартфонов в августе 2012 г. Сейчас она, по оценкам «Евросети» и «Связного», занимает 1,5–2% российского рынка смартфонов. Explay изначально ориентировалась на ценовую нишу до 10 000 руб., рассказывает ее гендиректор Эдуард Ващенко, и сделала ставку на смартфоны с двумя sim-картами: на аппараты такого типа, по оценке Explay, приходится до 30% продаж телефонов в России.

Еще раньше выпуском смартфонов под брендом Highscreen занялся дистрибутор «Вобис компьютер»: в июне 2009 г. на рынке появился Highscreen PP5420, первый официально продававшийся в России смартфон на платформе Android, вспоминает коммерческий директор компании Михаил Чернышов. Задача Highscreen – полностью покрыть средний ценовой сегмент, говорит он. Конкурировать с брендами – мировыми лидерами можно, выпуская либо устройства с оригинальными опциями (например, аккумуляторами большой емкости, как у Highscreen Boost, который живет на одной зарядке почти неделю), либо аналоги мировых телефонов-бестселлеров, но на 30–40% дешевле, объясняет он.

Китайское – значит отличное

Практически все смартфоны – как крупнейших мировых, так и локальных брендов – собираются в Китае и других странах Юго-Восточной Азии. До последнего времени большинство азиатских сборщиков дистанцировались от дистрибуции и продвижения гаджетов. Но сейчас на российский рынок смартфонов среднего уровня уже выходят китайские ZTE, Huawei, Oppо. У них свое производство, и они сами разрабатывают смартфоны, стремясь в рыночную нишу, максимально близкую к той, которую занимают крупнейшие мировые бренды.

В частности, Oppo начала выпускать смартфоны в 2011 г., а уже в 2012 г. продала 10 млн аппаратов, рассказывает гендиректор Oppo Mobile Rus Евгений Земсков. В Китае компания занимает, по его словам, уже 6% местного рынка смартфонов. В 2012 г. Oppo выпустила аппарат Finder X907, который до января 2013 г. считался самым тонким смартфоном в мире – с толщиной металлического корпуса всего 6,65 мм. В этой модели используется экран Super AMOLED, практически идентичный применявшемуся в Samsung Galaxy S II. Рекомендуемая цена Oppo Finder X907 в России – около 16 000 руб. Всего же в этом году Oppo представит в России восемь моделей, обещает Земсков.