«Вымпелком» ведет битву за Москву

«Вымпелком» наращивает инвестиции в московскую сеть, чтобы сохранить лидерство по выручке в столичном регионе. Здесь компания зарабатывает 40% всех доходов
А. Махонин/ Ведомости

На Москву приходится около 40% российской выручки «Вымпелкома», сообщило руководство компании на встрече с аналитиками инвестбанков в среду. Об этом говорится в отчете аналитика «Открытие капитала» Александра Венграновича. Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева эту цифру подтверждает. В 2012 г. выручка «Вымпелкома» составила 285,4 млрд руб. Получается, на Москву пришлось около 114,2 млрд руб.

Москва – один из немногих регионов, где «Вымпелком» пока удерживает лидерство по выручке от мобильной связи, свидетельствуют сотрудники нескольких операторов, ссылаясь на оценки J'son & Partners (ее представитель отказался от комментариев). До 2010 г. «Вымпелком» был вторым сотовым оператором России по выручке от мобильной связи (после МТС). Но затем уступил место «Мегафону». А в Москве «Вымпелком» сохраняет лидерство примерно с 2006 г., рассказывал «Ведомостям» в конце 2010 г. главный управляющий Altimo (крупнейший акционер Vimpelcom Ltd., материнской компании «Вымпелкома») Алексей Резникович. Сейчас первенство под угрозой: денежная доля «Вымпелкома» на столичном рынке сокращается, утверждает менеджер одной из компаний, работающих в Москве. Разрыв между лидерами московского рынка – «Вымпелкомом» и МТС – небольшой, но стабильный, возражает сотрудник другого сотового оператора, знакомый с данными J'son & Partners. Если в августе 2011 г. доля «Вымпелкома» по выручке от мобильной связи в Московском регионе оценивалась в 38,9%, а МТС – в 35,9% (разрыв – 3 п. п.), то к концу I квартала 2013 г. их доли составляли соответственно 37 и 35% (разрыв – 2 п. п.), свидетельствует менеджер еще одной сотовой компании, видевший данные J'son & Partners. Тем не менее руководство «Вымпелкома» пообещало сфокусировать внимание на Москве, говорится в отчетах «ВТБ капитала», БКС и «Открытие капитала».

Ранее операторы не раскрывали удельный вес отдельных регионов в своих доходах. Представители МТС и «Мегафона» не делают этого и сейчас. Скорее всего, все они зарабатывают в Москве 30–40% выручки, предполагает руководитель управления аналитических исследований «Уралсиб кэпитал» Константин Чернышев. Вклад Москвы в абонентскую базу операторов более скромный (от 15,9% у «Мегафона» до 23,2% у «Вымпелкома», согласно данным AC&M-Consulting на конец марта 2013 г.). Но здесь более платежеспособное население, больше корпоративных клиентов, а за счет многочисленных приезжих операторы зарабатывают еще и на гостевом роуминге, объясняет он. Средний счет на абонента в Москве примерно на треть выше, чем в среднем по России, подтверждает сотрудник одной из сотовых компаний.

Уже в I квартале 2013 г. оператор на 20% увеличил количество базовых станций третьего поколения (3G), рассказывает Айбашева, а до конца 2013 г. их станет еще вдвое больше.

В результате «Вымпелком» добьется паритета с конкурентами (МТС в апреле сообщала, что установила в Москве около 5400 базовых станций, поддерживающих 3G и другие стандарты). Проведенные технические работы позволили увеличить скорость мобильной передачи данных в Москве в I квартале 2013 г. на 25% по сравнению с уровнем годичной давности, добавляет Айбашева. Параллельно будет достраиваться сеть мобильной связи четвертого поколения (4G LTE), запущенная в эксплуатацию на днях. Сейчас она действует только в пределах Садового кольца, а к концу 2013 г. охватит всю Москву и станет доступной для 95% горожан. «Мы рассчитываем, что по итогам 2013 г. сможем прочно занять лидирующие позиции по качеству голосовой связи в Москве и предоставить абонентам услуги передачи данных с абсолютно конкурентным качеством», – подытоживает Айбашева. Сколько «Вымпелком» намерен инвестировать в Москву, она не уточняет.

Без качественной сети мобильной передачи данных «Вымпелком» быстро утратит лидерство в Москве, вот компания и торопится, объясняет партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский. В последнее время мобильный интернет-доступ – ключевой фактор роста выручки сотовых операторов. Кроме того, в декабре 2013 г. абоненты смогут менять оператора без потери номера. Это тоже стимулирует компании поторопиться, предполагает он.

МТС тоже активно развивает в Москве сети 3G и 4G. Причем у нее есть важное конкурентное преимущество – возможность использовать принадлежащую ее дочерней МГТС оптоволоконную сеть GPON, что гарантирует высокую скорость передачи данных, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова. Оператор уже установил в Москве около 2000 базовых станций LTE, а к концу года установит еще 2100. Общие инвестиции МТС в московскую сеть LTE за два года (2013–2014 гг.) составят около 6,5 млрд руб., еще в 50 млрд руб. обойдется строительство GPON, добавляет Агаркова.

«Мегафон» пришел в Москву третьим, когда рынок уже был близок к насыщению, но это не помешало компании стать лидером в 3G как по покрытию, так и по качеству связи, отмечает ее пресс-секретарь Юлия Дорохина. В последние пять лет «Мегафон» инвестировал в 3G больше, чем конкуренты, напоминает она, а сейчас опережающими темпами строит московскую сеть LTE: она уже работает за пределами Третьего транспортного кольца.