Кто заплатит за быстрый доступ


Желая сделать доставку контента пользователям быстрее и качественнее, интернет-компании вроде Google и Facebook вынуждены платить определенные суммы операторам. До сих пор одним из немногих исключений оставалась компания Netflix, использовавшая специализированную технологию подключения к сетям провайдеров для обеспечения бесперебойной передачи видеопотоков. Но недавно крупные американские операторы потребовали и у Netflix платы за такой доступ. Источники, близкие к Netflix, говорят, что компания пытается сохранить за собой возможность бесплатного доступа к сетям.

Объемы трафика в интернете стремительно растут, и заинтересованным сторонам приходится решать вопрос, кто должен нести соответствующие расходы. Плата за доступ к сетям пока не слишком велика. Например, кабельный оператор Comcast в прошлом году получил за счет подобных выплат порядка $30 млн – менее 1% его общих доходов. Доходы другой кабельной компании, Time Warner Cable, по словам ее руководителей, также составляют десятки миллионов долларов. Правда, ни один из этих операторов не рассчитывает, что оплата трафика интернет-компаниями станет серьезным источником дохода.

Ситуация осложняется тем, что финансовая сторона проблемы долго оставалась в тени: стороны не желали публично обсуждать темы, не охваченные регулирующими нормами. Представители Facebook, Google, Microsoft, AT&T, Verizon Communications и Comcast отказались от комментариев.

Взимание платы за подключение к сетям не противоречит законам и принципам «открытого интернета», сформулированным Федеральной комиссией по связи США (FCC). Эти принципы, призванные поддерживать «сетевую нейтральность», запрещают владельцам сетей оказывать предпочтение тем или иным компаниям. Это касается в первую очередь провайдеров «последней мили», обеспечивающих доставку контента непосредственно в дома пользователей. Но там, где речь идет о плате за непосредственное подключение поставщиков контента к сети, правила не дают полной ясности.

Ранее компания Verizon выступила против принципа «открытого интернета», назвав его антиконституционным. Прошлой осенью FCC заявила, что требование платы за доступ к сетям «создает дополнительные препятствия для развития новых сервисов и затрудняет стартапам поиск необходимого финансирования». Это может привести к тому, что очередной проект вроде Google или Facebook не сможет состояться.

Но многие интернет-компании понимают, что платить им придется. Если Microsoft перестанет платить Comcast, страницы ее сайтов будут загружаться медленнее, а это плохо скажется на посещаемости. То же самое относится и к Google: поисковая компания вряд ли станет рисковать десятками миллиардов долларов, получаемых от рекламы, ради того, чтобы сэкономить несколько миллионов на выплатах Comcast.