Сеть WiFi в московском метро некому строить

Крупнейшие российские компании связи вновь проигнорировали аукцион на строительство сети бесплатного WiFi в московском метрополитене. Предложенные им условия больше подходят рекламным агентствам
Е.Разумный для Ведомостей

В понедельник Московский метрополитен должен был завершить прием заявок на аукцион по созданию WiFi-сети для пассажиров, объявленный в июне 2013 г. Представители метрополитена и московской мэрии не смогли сказать, поданы на него заявки или нет. «Большая четверка» крупнейших российских операторов - МТС, «Вымпелком», «Мегафон» и «Ростелеком» - не стали подавать заявок, говорят близкие к ним источники. Представители операторов это подтвердили. Сотрудники МТС, «Вымпелкома» и «Ростелекома» сказали, что участие в аукционе экономически нецелесообразно. Представители других опрошенных «Ведомостями» операторов и строительных организаций также не проявили интереса к конкурсу метрополитена.

Две предыдущие попытки метрополитена выбрать оператора WiFi-сети, предпринятые в начале 2013 г., провалились - желающих строить ее не нашлось. Тогда метрополитен предлагал операторам заодно с сетью для пассажиров построить сеть и для его технологических нужд: победитель того аукциона должен был потратить на это не менее 1,3 млрд руб., а весь проект опрошенные «Ведомостями» операторы и московские чиновники оценивали в 5-7 млрд руб. Взамен метрополитен обещал операторам скидку по платежам за аренду площадей, а также скидку по единоразовому платежу за допуск сотрудников в перегоны метро - примерно 1/3 от базового тарифа. Но операторы заинтересованы в полной отмене разовых платежей и в снижении арендной ставки на 20-30%, рассказывал «Ведомостям» менеджер одной из телекоммуникационных компаний.

Новый аукцион не предполагает строительства технологической сети. Но на этот раз метрополитен вообще не предложил участникам никаких скидок и льгот - победитель конкурса должен платить метрополитену ежемесячную плату за аренду площадей для размещения WiFi-роутеров (стартовая цена аукциона - 1348,55 руб. за каждую точку доступа без учета НДС), а затем еще бесплатно обслуживать пассажиров, возмущаются менеджеры двух компаний связи. Никакого смысла делать это операторам нет: им интересно развивать в метро параллельно с WiFi платные услуги связи, например сотовой, отметил один из них. А на предложенных метрополитеном условиях зарабатывать можно, либо распространяя платный медиаконтент, либо транслируя рекламу на мобильные устройства пассажиров, говорит он. По мнению собеседника «Ведомостей», такая схема подошла бы медиакомпании или рекламному агентству, но не компании связи.

В июне 2013 г. и. о. руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры московского правительства Максим Ликсутов, выступая на радио «Эхо Москвы», не исключил, что часть линий метро, возможно, будет оснащена WiFi к концу года. Но если аукцион, итоги которого метрополитен должен подвести 26 июля, сорвется, без авральных мер к этому сроку не успеть, отметил менеджер одного из операторов.

С лета 2011 г. размещением наружной рекламы в метро эксклюзивно занимается компания «Авто селл», аффилированная с автоторговым холдингом «Гема». Ее гендиректор Злата Кривонос сообщила, что ни сама компания, ни родственные ей структуры не занимаются предоставлением доступа по WiFi в метро в обмен на просмотр рекламы. В конкурсе «Авто селл» также не участвует.

В обмен на просмотр рекламы сейчас можно бесплатно пользоваться московской сетью «Вымпелкома», в которой насчитывается около 11 000 точек доступа. Доходы от рекламной деятельности оператор не раскрывает.

Опрошенные «Ведомостями» представители рекламных агентств затруднились оценить, насколько эффективной будет схема, при которой пассажиры метро будут смотреть рекламу в бесплатной WiFi-сети. Качество мобильного доступа в интернет в московском метро оставляет желать лучшего, а как будет работать WiFi, который для работы будет использовать те же подземные сотовые сети, остается только гадать, отмечает один из них. Сейчас в перегонах сотовая связь постоянно рвется - вряд ли рекламодатель захочет, чтобы его ролик прервался на середине, добавляет он.