Россияне распробовали дешевые смартфоны

Доля смартфонов локальных брендов в продажах российских торговых сетей в первом полугодии 2013 г. выросла примерно в 5 раз - недорогие аппараты нишевых производителей вытесняют с рынка классические телефоны
М. Стулов/ Ведомости

В мае - июне 2013 г. доля смартфонов локальных брендов (В-брендов) в общих продажах телефонов в «М.видео» составила 8%, следует из сообщения розничной сети. В предыдущие месяцы 2013 г. их доля в «М.видео» в натуральном выражении составляла примерно 2%, а в первом полугодии 2012 г. - около 1%. Локальные производители доминируют в сегменте смартфонов стоимостью 3000-5000 руб. и вытесняют классические мобильные телефоны, отмечено в сообщении «М.видео».

Устройства B-брендов значительно укрепили свои позиции и подтянулись к сегменту А-брендов с точки зрения технологий, считает руководитель департамента «Телеком» «М.видео» Сергей Сухоруков. Экосистема программ и приложений в смартфонах бюджетного ценового сегмента по уровню развития уже сопоставима с более дорогими устройствами, уверен он.

Рост доли B-брендов на российском рынке подтверждают данные розничной сети МТС. В первом полугодии 2013 г. на компании, не входящие в первую шестерку мировых производителей, присутствующих на российском рынке (Samsung, Nokia, Apple, Sony, HTC, LG), приходилось 22,6% продаж смартфонов в натуральном выражении. Годом ранее их рыночная доля составляла чуть более 4,1%. К примеру, доля французской Alcatel выросла на 1,5 п. п., китайской Huawei - на 1,7 п. п., британской Fly - на 4,8 п. п.

По данным «Связного», доля B-брендов на российском рынке смартфонов выросла с 4% в первом полугодии 2012 г. до 22% в первом полугодии 2013 г. В самом «Связном» по итогам первых шести месяцев 2013 г. доля B-брендов в продажах смартфонов выросла до 19%, рассказывает его представитель Мария Заикина. Наиболее высокие темпы роста продаж демонстрируют Explay, ZTE и Fly, Phillips, Alcatel и Huawei, отмечает она. Смартфоны продолжают проникать в нижние ценовые сегменты - например, до 3000 руб., говорит Заикина. Подавляющее большинство B-брендов концентрируются в первую очередь в «бюджетных» нишах, этим и объясняется существенный рост продаж, утверждает она. Доля B-брендов растет не за счет снижения продаж ведущих производителей, а за счет расширения рынка, уверена Заикина.

Когда цена на смартфоны B-брендов опустилась ниже 4000 руб., они заместили в продаже сенсорные телефоны без операционных систем, сообщил «Ведомостям» директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. По его словам, доля B-брендов на российском рынке смартфонов в июле 2013 г. по сравнению с январем выросла в денежном выражении на 31,8%, а в натуральном - на 45%. При этом за полгода средняя цена смартфона B-бренда снизилась с 6400 руб. до 5000 руб., то есть более чем на 20%, отмечает Широков.

Известные бренды, скорее всего, будут стремиться зайти на территорию торговых марок второго эшелона - в средний и нижний ценовые сегменты, прогнозирует коммерческий директор «Вобис компьютер» (бренд электроники Highscreen) Михаил Чернышов. Но вряд ли А-бренды смогут быстро достичь такой же низкой ценовой планки, которую удерживают B-бренды, предлагая сопоставимые по характеристикам смартфоны, считает он. Чернышов объясняет это, в частности, высокими затратами крупных компаний на маркетинг и рекламу. Со временем, с ростом объемов продаж, цены A и B-брендов будут сближаться, полагает Чернышов.

B-бренды серьезно подняли качество продукции, что привлекает к ним внимание покупателей, отмечает гендиректор Explay Эдуард Ващенко. В ближайшей перспективе А-бренды продолжат занимать львиную долю рынка в денежном выражении: при этом бренды второго эшелона будут наращивать продажи в штуках, считает он.