Apple подешевела на $24 млрд после запуска "дешевого" iPhone


Корпорация Apple подешевела на $24,5 млрд по итогам торгов в среду после презентации сразу двух новых смартфонов - iPhone 5S и удешевленного iPhone 5C. Акции компании на закрытие NASDAQ подешевели на 5,4% до $467,71 за ценную бумагу, рыночная капитализация Apple снизилась до $424,9 млрд. Акции некоторых ключевых поставщиков Apple в среду также подешевели. Тайваньский производитель электроники Pegatron, который, как предполагается, занимается производством iPhone 5C, подешевел на 6,9%. Капитализация LG Display, выпускающая экраны для iPhone, упала на 3,1%, а поставщика микросхем Qualcomm - на 2,9%.

Реакция инвесторов выявляет особую проблему для компании, которая позиционировала себя как поставщик товаров премиум-класса, пишет газета The Wall Street Journal: такая позиция может ограничивать рост компании, особенно на развивающихся рынках. Однако снижение цен на свою продукцию может угрожать росту рентабельности и может «уничтожить ту отличительную черту, которая принесла компании невероятный успех».

Во вторник Apple представила новый флагманский смартфон iPhone 5S и бюджетную версию iPhone 5C. Цена на 5S такая же, как была на iPhone 5 год назад (от $199 с контрактом), iPhone 5C стоит на $100 дешевле. Цена на бюджетный смартфон компании недостаточно низкая для того, чтобы конкурировать с Samsung Electronics Co и другими соперниками, которые постепенно занимают долю Apple на рынке смартфонов, в частности в развивающихся странах, предлагая устройства дешевле $100. В Китае, на рынке, где большинство телефонов продают менее чем за $300, iPhone 5C будет стоить $733 без контракта. «Вот вам и бюджетный», - констатирует аналитик Credit Suisse Кулбиндер Гарча.

Уолл-стрит разочарован последней презентацией Apple и неспособностью компании заключить сделку с China Mobile, поднимая вопросы о ценовой стратегии исполнительного директора Тима Кука, отмечает Financial Times. «Акции Apple никогда не видели такого типа распродаж, как в день после презентации нового iPhone, - отмечает Уолт Пицык из BTIG Research. - Но это в большей степени связано с отсутствием доверия инвесторов к стратегии Тима Кука, чем с качеством представленных устройств".

Аналитики UBS, Piper Jaffray и Credit Suisse понизили собственный рейтинг и прогноз прибыли для Apple из-за более высокой, чем ожидалось, цены на бюджетный iPhone 5C: многие инвесторы надеялись, что устройство будет дешевле и позволит занять большую долю рынка в Китае и Индии.

Стивен Милунович из UBS заявил, что решение Apple установить цену на дешевый смартфон в размере $550 в США и $733 в Китае (без контракта) - всего на $100 дешевле более высокого класса 5S - «озадачивает» и может «тормозить способность компании быть конкурентоспособной в ключевых областях роста на рынке смартфонов». Он понизил рекомендации по акциям компании с "покупать " до "нейтрально".

Некоторые маркетологи отмечают, что Apple может быть просто неспособна конкурировать по цене: в соответствии со строгими стандартами Стива Джобса, прославившего компанию, для нее может оказаться значительно более трудным предлагать продукцию более низкого качества, чтобы угодить покупателям в цене. «Если вы компания перфекционистов, конкуренция по цене невозможна», - отмечает Аллен Адамсон, управляющий директор консалтинговой фирмы Landor. Даже в развивающихся рынках, таких как Китай, частично «очарованием продукции Apple» стало то, что устройства этой компании были наравне с западными товарами роскоши, пишет WSJ.

Соучредитель Solaris Asset Management, которой принадлежат акции Apple, Тимоти Гриски отмечает, что идея компании представить iPhone 5C показывает осторожные намерения Apple защитить свою прибыль. Он выразил надежду, что компания работает над планом предлагать те продукты, которые идут на рынок. Но Apple пока не показала, что ее стратегия движется в этом направлении, этой стратегии может и вообще не быть, размышляет он. «Если нет, они уступят массовому рынку и развивающимся странам по конкуренции», - отмечает Гриски. Если iPhone 5C - попытка компании Apple выйти на более широкий рынок, она не увенчалась успехом, констатируют аналитики.