Технологии
Бесплатный
Валерий Кодачигов

Apple вошла в первую тройку по продажам смартфонов в России

Кроме того, компания впервые заняла второе место по продажам в денежном выражении
М.Стулов / Ведомости

В 2013 г. iPhone заняли 9% российского рынка смартфонов в штуках, тогда как год назад на продукцию Apple приходилось лишь 5% рынка, следует из отчета «Евросети». Компания вернулась в тройку вендоров - лидеров по количеству проданных в России смартфонов. В 2012 г. Apple занимала шестое место по количеству проданных устройств в России, а по выручке была на третьем месте (13% рынка). В 2013 г. на iPhone пришлось 20% рынка в денежном выражении - Apple уступила только Samsung, занявшему 32% рынка в деньгах. Всего, по данным «Евросети», в 2013 г. в России было продано 19,6 млн смартфонов на сумму 185 млрд руб.

Первое и второе места по количеству проданных смартфонов, по данным отчета, сохранили за собой Samsung и Nokia, но их доли сильно сократились. У Samsung доля упала с 42 до 29%, а у Nokia - c 21 до 14%. Одним из факторов снижения их долей стало давление на рынок нишевых брендов смартфонов. В натуральном выражении их доля выросла на 14 п. п. - с 4 до 18%, а в денежном выражении - с 3 до 10%.

Оценки «Связного» рыночной доли Apple схожи с данными конкурента. По словам представителя «Связного» Марии Заикиной, по итогам 2013 г. Apple вошла в тройку производителей как по количеству проданных в России смартфонов, так и по полученной от их продаж выручке. Количество проданных в России iPhone в 2013 г. выросло почти на треть, но быстрее сейчас растут продажи бюджетных смартфонов, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Результаты Apple связаны с высоким спросом на iPhone во втором полугодии 2013 г., спрос на них сохранится и в 2014 г., прогнозирует представитель «М.видео» Антон Пантелеев.

В 2013 г. Apple пересмотрела отношение к России, объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков рост ее доли. В России начал работу собственный интернет-магазин производителя, Apple открыла российским пользователям доступ к сервису музыки, видео и приложений, отмечает он. Способствовало популярности iPhone и гибкое ценообразование - после появления на рынке iPhone 5 продажи предыдущей модификации iPhone 4 продолжились, причем по сниженной цене, продолжает Кусков. Новейшие iPhone 5s и 5с начали продаваться в России в конце октября 2013 г., немногим более чем через месяц после их мировой премьеры: Россия впервые вошла в число стран «второй очереди» начала продаж iPhone (к ним относятся несколько государств Евросоюза, Таиланд, Тайвань, Южная Корея и др.), отмечает он. Наконец, в отличие от предыдущих моделей цены на iPhone, начиная с пятой модели, не сильно отличались от европейских, более того - в некоторых странах Европы новые iPhone даже дороже, заключает Кусков.

Чтобы не потерять свою долю на рынке, в 2013 г. Apple была вынуждена активно развиваться в среднем ценовом сегменте, снизив цены на iPhone четвертой серии, согласен руководитель департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. Таким образом, темпы роста продаж производителя в сегменте свыше 20 000 руб. заметно снизились, передал он «Ведомостям». При росте рыночной доли средняя цена на iPhone упала, говорит Широков. Если в 2012 г. доля Apple по количеству проданных смартфонов в ценовом сегменте ниже 20 000 руб. составляла 1%, то в 2013-м достигла уже 4%, рассказывает он. А в денежном выражении ее доля в этом сегменте выросла с 1,6 до 7,4%, утверждает Широков.

Кусков и человек, знакомый с несколькими партнерами Apple, отмечают, что на продажи iPhone позитивно повлияла произошедшая в 2013 г. диверсификация каналов дистрибуции смартфона в России. Компания возобновила контракт с «Вымпелкомом», пытается ввозить iPhone с помощью независимых дистрибуторов электроники, напоминает он.

В течение нескольких лет Apple пыталась продавать iPhone в России так, как делает это в большинстве других стран, - через сотовых операторов. В 2008 г. она заключила соглашения с МТС, «Мегафоном» и «Вымпелкомом», разрешив им ввозить iPhone для продажи в своих салонах и для отгрузки сторонним дилерам. Соглашения предусматривали обязательства по количеству устройств, которые каждый из операторов должен был выкупить у Apple за определенный срок: в среднем речь шла об 1-1,5 млн аппаратов за два года. Но скоро стало понятно, что такого спроса на iPhone нет, а значит, исполнить обязательства невозможно. В итоге операторы не выполнили условия контрактов с Apple и не стали их продлевать.

Новый прямой контракт с «Вымпелкомом» Apple заключила в октябре 2013 г., его содержание не разглашается. Условия Apple и на этот раз остались «кабальными», хотя речь уже не идет о миллионах iPhone, рассказывал «Ведомостям» источник в одной из розничных сетей. Поскольку в этот раз Apple действует шире и заключает прямые контракты с большим числом партнеров, обязательства по минимальным продажам и минимальным затратам на маркетинг размазываются на большее число лиц, объяснял он.

Представители Apple и Nokia не стали комментировать ситуацию.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать