Alibaba подала заявку на IPO в США

В заявке говорится, что интернет-гигант намерен привлечь не менее $1 млрд, но аналитики ожидают, что это будет "патриарх всех размещений"; площадка для IPO и его количественные показатели еще не определены
Andrew Harrer/ Bloomberg

Интернет-гигант Alibaba, которого агентство АР называет "королем интернет-торговли Китая", подал заявку на первичное размещение в США. Заявка подана в Федеральную комиссию США по ценным бумагам и биржам (SEC). В ней компания сообщает о намерении привлечь не менее $1 млрд. АР отмечает, что это IPO может вызвать ажиотажный спрос и превзойти рекорд Facebook, который в 2012 г. привлек $16 млрд. "Это может быть патриарх размещений", - цитирует агентство прогноз гендиректора исследовательской фирмы PrivCo Сэма Хеймеды.

Пока не определено, на какой бирже пройдет размещение - Нью-йоркской фондовой или Nasdaq. Alibaba не сообщила, сколько акций предложит и по какой цене. АР выражает уверенность, что сделка будет прибыльной для основных акционеров компании, а американским инвесторам она даст возможность сделать ставку на экономику КНР. 34,4% Alibaba принадлежит японскому Softbank, 24% - американской Yahoo!, основателю компании Джеку Ма - 9%, ее вице-президенту Джо Цаю - 3,6%. В материалах, поданных в SEC, Alibaba отмечает, что у китайского рынка еще есть потенциал для роста и в ближайшие два года оборот онлайн-торговли в Китае может вырасти больше чем на 27%, по оценке китайской исследовательской компании iResearch. На подготовку к размещению может уйти несколько месяцев, отмечает АР.

В материалах Alibaba говорится, что после IPO будет ограничено право голоса ее крупнейшего акционера, Softbank, в пользу основателей компании, пишет the Wall Street Journal. После размещения акционеры подпишут соглашения, по которому Softbank получит право выдвигать в совет директоров компании одного кандидата, но у него не будет права исключать из него директоров, выдвинутых контролирующими партнерами Alibaba без согласия Ма и Цая. Если доля банка сократится ниже 15%, он лишится права выдвигать своего директора в совет компании. Предполагается, что после IPO доля Softbank по-прежнему будет больше 30%, однако его право голоса не сможет превышать этот уровень, а излишек он должен будет передать "голосующему трасту под управлением Ма и Цая. Информированные источники газеты говорят, что у Softbank пока нет планов продавать акции Alibaba в ближайшее время.

Alibaba управляет популярными в Китае электронными торговыми площадками - Taobao и Tmall. За финансовый год, который завершился 31 марта 2013 г., общий объем сделок, совершенных на этих площадках, превысил 1 трлн юаней ($163 млрд), напоминает "Прайм". Также компания управляет платежной системой Alipay, аналогичной PayPal. У Alibaba 231 млн активных пользователей в Китае и 8 млн активных продавцов, которые в 2013 г. потратили в общей сложности $248 млн, напоминает Washington Post. Большая часть выручки компании приходится на доходы от рекламы, комиссионные от продавцов и абонентскую плату участников. Компания демонстрирует самый мощный рост в истории интернет-торговли, заявил изданию аналитик Piper Jaffray Юджин Мюнстер. Это он считает основной причиной большого интереса со стороны потенциальных инвесторов.