Венчурные инвесторы вложили $100 млн в сервис для попутчиков-болтунов

Вложения во французский стартап BlaBlaCar, позволяющий находить компаньонов для дальних поездок на автомобиле, стали одними из крупнейших в технологическом секторе Европы
Н.Карельская/ Ведомости

Французский стартап BlaBlaCar, позволяющий находить попутчиков для дальних поездок на автомобиле, привлек венчурные инвестиции в размере $100 млн. Инвесторы надеются, что он может стать следующим хитом, как интернет-сервисы Airbnb или Uber.

BlaBlaCar управляет онлайн-площадкой, где желающие недорого добраться до какого-нибудь города могут найти других путешественников, имеющих свободные места в своих автомобилях. Этот проект привлекает людей, любящих поболтать в дороге, что отражено в его названии.

Этот раунд привлечения капитала BlaBlaCar стал одним из самых крупных для частных технологических стартапов в Европе за последние годы. Главным инвестором в этот раз стал венчурный фонд Index Ventures, который поддерживал такие компании, как Dropbox, King Digital и Just Eat. Помимо Index Ventures средства вложили Accel Partners, ISAI и Lead Edge Capital, уже являющиеся инвесторами BlaBlaCar.

Если сравнивать с аналогичными по размеру инвестициями в другие технологические компании, вся BlaBlaCar может быть оценена в $1 млрд или более.

BlaBlaCar была основана во Франции в 2006 г. С тех пор она привлекла 8 млн пользователей в 12 странах, а с ее помощью каждый месяц путешествуют 1 млн человек. Чтобы у будущих попутчиков не было опасений по поводу безопасности, после каждой поездки пользователи сервиса дают друг другу оценки.

Пассажиры обычно возмещают водителям только расходы на топливо и другие эксплуатационные расходы, поэтому последним это почти не приносит прибыли, в отличие от сервиса по вызову водителей Uber. В таких городах, как Нью-Йорк или Сан-Франциско, Uber привлекает водителей потенциальным годовым доходом в $90 000.

Сама BlaBlaCar зарабатывает тем, что взимает с платы, вносимой пассажирами за каждую поездку, комиссию в размере 12%. Однако пока стартап не приносит прибыль. “Мы работаем над тем, чтобы создать доверие к сообществу. Затем пользователи создадут транспортную сеть, - говорит один из основателей BlaBlaCar Николя Брюссон. - Чем больше отзывов вы получите, тем больше членов вы сможете привлечь”.

По подсчетам BlaBlaCar, ежемесячно ее сервисом пользуются больше пассажиров, чем поездами Eurostar, при этом у нее нет многомиллиардных расходов. Поэтому французская госкомпания SNCF, управляющая железными дорогами, видит в этом стартапе одного из своих основных конкурентов.

Такая популярность вызвала появление конкурентов, например Carpooling.com в Германии. Но Брюссон считает, что благодаря своему масштабу BlaBlaCar сможет поглотить конкурентов и еще больше расшириться.

Еще в 2012 г., когда BlaBlaCar привлекла у венчурных капиталистов $10 млн в первом раунде, некоторые инвесторы верили, что этот сервис может занять свою нишу. С быстрым развитием совместного потребления, когда люди обмениваются автомобилями для небольших поездок или домами во время путешествий, популярность таких сервисов, как BlaBlaCar, тоже растет. Тогда основным инвестором BlaBlaCar был фонд Accel Partners.

“Эти парни заново изобретают рынок для поездок на дальние расстояния”, - говорит партнер Accel Partners Филипп Боттери. Без постоянных издержек или активов, опираясь на существующие, но недостаточно используемые мощности, BlaBlaCar станет самым дешевым способом для путешествий на десятки или сотни километров, считает он.

Перевел Алексей Невельский