Елизавета Серьгина: Почему из «Ростелекома» уходят портфельные инвесторы


В минувший понедельник состоялось ежегодное собрание акционеров «Ростелекома». Оно оказалось запоминающимся - в частности, благодаря выступлению известного миноритарного акционера «Ростелекома», бывшего гендиректора «Связьинвеста» Евгения Юрченко. Он продемонстрировал кривую падения капитализации госоператора. За последние два года и 10 месяцев (за точку отсчета Юрченко взял момент включения акций «Ростелекома» в индекс MSCI Russia) стоимость «Ростелекома» снизилась втрое - с $20,3 млрд до $6,7 млрд. Это при том, что за это время «Ростелеком» оброс дополнительными активами - в частности, присоединил к себе «Связьинвест» с его региональными «дочками».

Юрченко обратил внимание аудитории на интересную и вроде бы вполне очевидную деталь - больше всех от падения капитализации «Ростелекома» потеряло государство. Оно контролирует «Ростелеком» через Росимущество (у него 46,99% обыкновенных акций оператора), Внешэкономбанк (4,13%) и РФПИ (1,13%), а в этом году обладателями еще почти 20% стали сам «Ростелеком» и его «дочка» «Мобител». Это произошло в результате двойного выкупа акций у миноритариев - после присоединения «Связьинвеста» и выделения из «Ростелекома» мобильного бизнеса, который ныне присоединился к Tele2. Теперь государство и сам «Ростелеком» на пару владеют примерно 70%-ным пакетом акций.

Падение капитализации - следствие не столько сокращения free float, сколько того, что компания перестала быть интересна инвесторам, считает Юрченко. Большинство оставшихся у «Ростелекома» миноритариев, по его словам, - это бывшие сотрудники компании, получившие акции в качестве поощрения или по опционной программе. Такого же мнения придерживается и мой собеседник из отраслевой ассоциации, представляющей интересы различных миноритариев. По словам обоих, интерес к бумагам «Ростелекома» потеряли многие зарубежные фонды, в особенности после выделения мобильных активов. Эти фонды не видят смысла инвестировать в компанию, у которой не осталось драйверов для роста, рассказывает мой собеседник.

Возможно, это мнение не бесспорное: сам «Ростелеком» уверен, что широкополосный интернет-доступ и платное ТВ - мощные драйверы роста. Но беглого взгляда на пустующие кресла конференц-зала гостиницы «Radisson Славянская», где проводилось собрание акционеров, было достаточно, чтобы убедиться: зарубежных акционеров у компании поубавилось. Свидетельствуют об этом и официальные данные «Ростелекома» о структуре акционеров. Доля нерезидентов среди акционеров - юридических лиц в уставном капитале «Ростелекома» - 0,04%, среди физических лиц - 0,02%. Тогда как еще три года назад их доля составляла 10-15%, говорят мои собеседники.

В прошлом году президент «Ростелекома» Сергей Калугин говорил, что компания намерена «улучшить структуру миноритарных акционеров компании», сделать ее более прозрачной и понятной, привлечь крупных инвесторов, которым компания доверяет. Возможно, с этой задачей «Ростелеком» и справился. Но так называемые портфельные инвесторы, для которых важна перспектива роста стоимости котировок компании, из «Ростелекома» практически ушли.