«Яндекс» сменил гендиректора

Основатель «Яндекса» Аркадий Волож больше не будет заниматься оперативным руководством компанией - он сосредоточится на стратегии
Основатель «Яндекса» Аркадий Волож/ Сергей Портер/ Ведомости

Основатель «Яндекса» Аркадий Волож, руководивший компанией 14 лет, больше не будет ее гендиректором, сообщила вчера компания, гендиректором ООО «Яндекс» назначен Александр Шульгин, работавший финансовым директором компании с 2010 г. Волож станет руководителем голландской Yandex N.V. (владеет ООО «Яндекс», его акции торгуются на NASDAQ).

Решение отойти от операционного управления принял сам Волож, он давно хотел отказаться от менеджерских обязанностей, говорит человек, близкий к совету директоров «Яндекса»: по духу он больше предприниматель, чем менеджер. Другой человек, близкий к «Яндексу», подтверждает, что Волож давно подыскивал себе замену.

«Никакой революции не произошло, это естественный процесс развития компании, - заявил Волож «Ведомостям». - Идею найти «правую руку» я начал обсуждать с членами команды и совета директоров лет пять назад. Мне давно нужен был человек, который возьмет на себя часть моего груза по операционному управлению компанией. Саша будет операционным директором «Яндекса» в России».

Своей задачей Волож по-прежнему считает создание лучших в стране пользовательских сервисов, а также масштабирование уникальных технологий: «Я смогу уделять больше времени тому, чем и так активно занимаюсь в последние два года, - поиску новых бизнес-моделей и новых рынков».

Что это за бизнес-модели и рынки, Волож говорить не стал.

За пределами СНГ у «Яндекса» пока только один международный рынок - турецкий, компания работает там с осени 2011 г. Именно Турция должна стать тем рынком, который покажет жизнеспособность бизнеса «Яндекса» за пределами рунета - по словам человека, близкого к поисковику, когда станет понятно, что «Яндекс» в Турции завоевывает существенную долю рынка (хотя бы 10%), можно задуматься и о других рынках. Пока доля «Яндекса» в Турции составляет, по данным компании, около 5%.

Что касается новых бизнес-моделей, то одной из них может стать обработка больших массивов информации. Такой проект «Яндекс» запустил весной, руководит им бывший гендиректор «Яндекс.Денег» Евгения Завалишина.

В интервью журналу «Секрет фирмы» Волож рассказывал, что первые эксперименты с большими массивами информации «Яндекс» начал в 2012 г. - в области геологоразведки, приобретя долю в компании «Сейсмотека». Есть заказы от нефтяных компаний - «Роснефти», Statoil. «За четыре часа считается то, на что раньше уходило 26 дней. Результат - приток новых контрактов и первые миллионы долларов», - рассказывал Волож.

Станет ли обработка данных заметным бизнесом для «Яндекса», выяснится к концу года, говорит представитель компании. Пока «Яндекс» зарабатывает исключительно на рекламе.

Волож руководил «Яндексом» с 2000 г., при нем «Яндекс» стал крупнейшим поисковиком рунета с долей около 60% (данные Liveinternet; у Google - около 29%, Mail.ru - 7,6%, Rambler, прежнего лидера по поиску в рунете, - 1%). В 2011 г. «Яндекс» провел IPO на NASDAQ и привлек $1,3 млрд. По привлеченным средствам это размещение стало вторым среди интернет-компаний после Google - $1,67 млрд в 2004 г. Выручка «Яндекса» в 2013 г. составила 39,5 млрд руб. ($1,2 млрд), капитализация - $9,3 млрд. Волож - основной акционер «Яндекса», ему принадлежит 10,7% акций компании, 6,3% - у фонда Baring Vostok, более 71% торгуется на NASDAQ.

В быстро меняющемся технологическом бизнесе вроде «Яндекса» роль менеджмента очень важна, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов, ему непонятно, как фактически будут распределяться роли в руководстве «Яндексом». Инвесторы пока не паникуют - рынок открылся небольшим ростом котировок «Яндекса» (+0,4%. - «Ведомости»), продолжает он. Инвесторы, по мнению Белова, могут быть довольны «Яндексом»: поисковик показывает хорошие финансовые результаты даже в нынешней сложной экономической ситуации. Но ясно, что «Яндекс» не изолирован от общей ситуации и вопрос - как дальше работать в условиях стагнации рекламного рынка, говорит Белов.

«Для политической версии этих кадровых перестановок у меня предпосылок нет, - сказал «Ведомостям» первый замглавы думского комитета по информационной политике Леонид Левин. - У компании нормальное взаимодействие с государством, я был там в составе делегации, нам подробно рассказывали о работе сервиса: в ближайшее время «Яндекс», например, намерен открывать дата-центры на территории России».

«Я не продуктовый человек, а свою роль вижу в консолидации компании вокруг направления развития и создания соответствующей среды, - передал «Ведомостям» Шульгин. - Люди ожидают от интернет-сервисов не только информации об окружающем мире, но и быстрого, удобного и простого решения практических задач. А развитие мобильных устройств делает возможным получение сервиса везде - и дома, и в дороге, и на лавочке в парке. Я вижу здесь большие возможности для создания удобных продуктов и развития компании».

Шульгин пришел в «Яндекс» в 2010 г., в 2011 г. при его участии компания провела IPO. До «Яндекса» он 10 лет проработал на финансовых позициях в компании Coca-Cola, в 2007 г. стал финансовым директором Coca-Cola в России.