Олег Сальманов: Паспорт для софта

Идея импортозамещения перешла в национальную плоскость. Основатель IT-разработчиков Parallels и Acronis Сергей Белоусов написал статью для Forbes, а по сути, открытое письмо министру связи Николаю Никифорову о том, почему у Минкомсвязи ничего с этой идеей не выйдет. Он раскритиковал критерии, по которым министерство думает оценивать «российскость» компании. Если считать российским только то ПО, правами на которое владеют компании, не менее чем на 50% принадлежащие бенефициарам с российским гражданством, то это может даже навредить, считает Белоусов. Взамен он предлагает считать российскими те компании, у которых большинство разработчиков находится в России; а минимальную долю отечественных инвесторов, по его мнению, можно ограничить блокпакетом.

Никифоров разместил в своем твиттере ссылку на эту статью, сопроводив ее комментарием: «Взгляд гражданина Сингапура Сергея Белоусова на то, какое программное обеспечение должно считаться российским». А затем признал: расхождения в понимании того, что считать российским софтом, на самом деле есть. Ассоциации разработчиков, например АРПП «Отечественный софт», считают, что контрольный пакет компании-разработчика должен принадлежать российским гражданам. Сам же министр считает российским в том числе и софт, разработанный Parallels и Acronis, так как его разработка ведется в России. То есть, по сути, он встал на позицию Белоусова.

Мне кажется, что идея разделять софт по гражданству его владельцев вредна и избыточна. Если цель импортозамещения - обеспечить безопасность, то гражданство не является сколько-нибудь эффективным фильтром. А вот раскрытие исходного кода для доверенных продуктов и его проверка обеспечат безопасность гораздо лучше.

Конечно, жить было бы несравненно проще, если бы линия раздела в современном мире проходила по паспорту, но, к счастью, это не так. Выдача российского паспорта выходцу из Средней Азии не делает его патриотом новой родины, а многие светлые головы, сбежавшие от российской действительности за границу, любят Россию больше, чем иные из оставшихся.

У России есть огромный задел для интеллектуального и технологического скачка. Если во времена Петра ресурсом для такого скачка были иностранные специалисты, то сейчас за рубежом наберется немало наших бывших сограждан-специалистов, способных преобразить Россию. Вместо того чтобы отталкивать их, нужна грамотная политика по их возвращению.