МТС вернулась в Узбекистан

МТС вернулась в Узбекистан после двух лет отсутствия. В новом операторе она владеет лишь 50,01% и оценивает их в $91 млн, тогда как в 2012 г. списанные инвестиции в Узбекистан составили $1,08 млрд
UMS предоставляет услуги под собственным брендом, но использует элементы дизайна бренда МТС/ ООО "Universal Mobile Systems"

До середины 2012 г. 100%-ная «дочка» МТС «Уздунробита» была лидером узбекского рынка мобильной связи. Она обслуживала 9,3 млн абонентов - 39% всех пользователей сотовой связи Узбекистана на тот момент. В 2011 г. МТС заработала в Узбекистане $441 млн - 3,6% всей консолидированной выручки за тот год. Однако летом 2012 г. узбекские власти начали давление на «Уздунробиту» и за несколько месяцев добились ее банкротства, конфисковав оборудование. МТС по итогам 2012 г. списала $1,08 млрд инвестиций в этой стране, но АФК «Система» не прекращала переговоры о возвращении МТС в Узбекистан и в июле 2014 г. договорилась с узбекскими властями о создании СП. Причем МТС ее контрольный пакет достался бесплатно, что она и отразила в отчетности за III квартал в виде неденежного дохода в размере 3,6 млрд руб. ($91,4 млн по курсу ЦБ на 30 сентября 2014 г.).

Новая узбекская «дочка» МТС, компания Universal Mobile Systems (UMS), начала предоставлять услуги мобильной связи в Узбекистане, говорится в сообщении МТС. Ей принадлежит 50,01% в уставном капитале UMS, остальные 49,99% контролирует узбекское правительство.

Сеть UMS работает на бывшем оборудовании «Уздунробиты», говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Это позволяет компании обслуживать 90% населенной территории республики. По словам Солодовникова, sim-карты «Уздунробиты» не будут работать в сети UMS, компания будет подключать новых абонентов. Контракты UMS продаются более чем в 20 собственных офисах и 230 дилерских салонах по всей стране, сказано в сообщении. Солодовников не говорит о планах UMS по подключению абонентов.

UMS предоставляет услуги под собственным брендом, но использует элементы дизайна бренда МТС, сказал Солодовников. На сайте UMS логотип нового оператора выглядит как логотип МТС (белое яйцо на красном фоне) - с надписью UMS вместо МТС.

У UMS есть лицензии и частоты на все поколения мобильной связи - GSM, 3G, LTE, говорится в сообщении МТС. У нового СП физически меньше частот, чем было у «Уздунробиты», знает источник, близкий к одной из сторон СП, но, по его словам, это не отразится на работе сети - компания выходит на уже поделенный рынок, кроме того, частоты «Уздунробиты» использовались не на 100%. Частоты «Уздунробиты», не унаследованные UMS, пока остаются свободными - их не распределили другим операторам, знает он. Солодовников это не комментирует.

Сложность инвестиций в Узбекистан состоит в валютном регулировании, поскольку в этой стране нет свободной конвертации ее валюты в валюты других стран. По словам близкого к одной из сторон СП источника, соглашение с Узбекистаном, подписанное при возвращении МТС в эту страну, включает возможности выплаты дивидендов UMS, конвертацию и репатриацию этих выплат, а также возможность конвертации валюты для закупок оборудования. Солодовников не стал это комментировать, отметив лишь, что инвестиций извне в UMS не предполагается: компания будет развиваться за счет займов, привлеченных на местном рынке. В сентябре МТС сообщала, что UMS привлекла кредит в узбекском Алокабанке в размере 500 млрд сумов (около $211,6 млн по официальному курсу). Выделение этого кредита - одно из условий мирового соглашения по возобновлению деятельности МТС в Узбекистане, говорилось в сообщении оператора.

В отличие от Туркмении в Узбекистане работают два сильных конкурента МТС («дочка» «Вымпелкома» - Unitel и «дочка» TeliaSonera - Coscom), поэтому возвращение на рынок этой страны будет для нее сложнее, говорит аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов. Он затруднился оценить ее будущую долю и выручку в Узбекистане.