Статья опубликована в № 3738 от 16.12.2014 под заголовком: Мобильный кризис

Капитализация четырех крупнейших сотовых компаний США с середины ноября упала на $45 млрд

Капитализация американских сотовых компаний стремительно падает. Виной тому многолетняя борьба на высококонкурентном рынке и ценовые войны
John Minchillo / AP

Последние недели оказались непростыми для ведущих американских сотовых операторов. С середины ноября совокупная рыночная капитализация AT&T, Verizon Communications, Sprint и T-Mobile сократилась примерно на $45 млрд. Инвесторы опасаются, что сотовый бизнес в ближайшем будущем станет менее прибыльным.

Негативная тенденция во многом определяется усилением конкуренции, вынуждающим компании предлагать скидки и тем самым снижать прибыль. Сказывается также начавшийся 13 ноября правительственный аукцион по продаже операторских лицензий и частотных диапазонов. За прошедший месяц в Федеральную комиссию по связи поступили заявки на общую сумму $43,7 млрд. «В результате динамика роста в отрасли сильно изменилась, - говорит Джонатан Чаплин, аналитик из New Street Research. - Суммы, которые инвесторы готовы вкладывать в эти акции, сокращаются». Это изменение в настроениях инвесторов накладывается на общее ослабление фондовых рынков.

По мнению многих аналитиков, ценовые войны, как и борьба за частотные диапазоны, сейчас только начинаются. Ожидается, что распродажа наиболее привлекательных диапазонов, сейчас занятых телекомпаниями, начнется в 2016 г. Между тем борьба за клиентов в отрасли становится все более ожесточенной. AT&T недавно включила в предлагаемые тарифные планы дополнительную услугу по бесплатной передаче данных. В свою очередь, Sprint объявила, что ее предложения вдвое выгоднее для абонентов, чем аналогичные предложения AT&T и Verizon. T-Mobile на прошлой неделе представила новый «семейный» тариф с безлимитным трафиком данных для двоих по цене от $100 в месяц.

В этой борьбе у AT&T и Verizon есть некоторое преимущество: их сети обеспечивают большую площадь покрытия, а значительная часть абонентов использует семейные или корпоративные тарифы, что осложняет переход к другому оператору. Тем не менее в понедельник Verizon предупредила о возможном снижении суммы прогнозируемой годовой прибыли из-за необходимости предоставлять скидки для удержания клиентов. В текущем квартале число абонентов, переходящих от Verizon к другим операторам, увеличилось по сравнению как с предыдущим кварталом, так и с аналогичным периодом прошлого года. С 12 ноября акции Verizon подешевели более чем на 10%, на торгах в пятницу снижение составило 1,7%. У AT&T текучесть клиентской базы в последнем квартале года также выросла по сравнению с прошлым годом, а котировки за месяц сократились на 9%. Акции Sprint за месяц подешевели примерно на 18%, акции T-Mobile - на 11% (правда, это отчасти было обусловлено продажей на прошлой неделе пакета конвертируемых акций T-Mobile на сумму $1 млрд).

Руководители Verizon и AT&T, лидеров американского сотового рынка, заявляют, что их менее крупные конкуренты не смогут долго выдерживать нынешний накал ценовой войны, поскольку им потребуются деньги для поддержания сетевой инфраструктуры. Но аналитики не спешат с ними согласиться. Крейг Моффетт из MoffettNathanson подчеркивает, что в телекоммуникационной отрасли, как и в авиаперевозках, компаниям требуются значительные первоначальные вложения, а затем расширение клиентской базы обходится сравнительно дешево.

Джон Ходулик, аналитик из UBS, считает, что ценовые войны на рынке связи прекратятся, если регуляторы будут охотнее одобрять крупные сделки слияния, а сами операторы смирятся с потерей клиентов ради сохранения прибыльности. Пока же успешность операторского бизнеса оценивается преимущественно по способности компаний увеличивать клиентскую базу.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать