Apple нарастила долю на российском рынке смартфонов до 10,6%

За первые девять месяцев 2014 г. Apple увеличила долю на российском рынке смартфонов до исторического максимума. Но закрепить успех ей вряд ли удастся

Доля Apple на российском рынке смартфонов стала расти, свидетельствуют цифры аналитической компании IDC, оказавшиеся в распоряжении «Ведомостей». Их подтвердила аналитик IDC Наталья Виноградова: по итогам первой половины 2014 г. доля Apple по количеству поставленных на рынок устройств выросла с 8,1% за тот же период прошлого года до 10,1%, а в деньгах - с 18,8 до 27,5%. В III квартале рост продолжился, рассказала Виноградова: доля в штуках выросла с 8% годом ранее до 10,6%, а в деньгах - с 18,2 до 31,9%.

Всего в III квартале 2014 г. на российский рынок было поставлено чуть более 830 000 смартфонов Apple iPhone, оценивает Виноградова. В штуках поставки увеличились на 116,6% к аналогичному периоду прошлого года, в денежном исчислении - на 134,8% до $568,9 млн.

26 ноября Apple повысила цены на свои устройства в России. IPhone 6 и iPhone 6 Plus подорожали на 8000-12 000 руб. (в зависимости от комплектации), ноутбуки MacBook прибавили в цене 10 000-19 000 руб. До этого Apple долго не корректировала цены, даже при дешевевшем рубле, из-за этого российские цены в пересчете на евро некоторое время оставались самыми низкими в Европе. Разница между стоимостью iPhone 6 с 16 Гб памяти в России и, например, в Швейцарии составляла 90 евро, или почти 5300 руб. Вчера Apple вновь решила пересмотреть цены на устройства, для чего временно закрыла онлайн-магазин. Ее представитель в России объяснила это решение чрезвычайно резким колебанием курса рубля.

Примеру конкурента последовал корейский Samsung: с 16 декабря он поднял на 2000-3000 руб. цены на премиум-смартфон Galaxy Note 4 (подорожал с 36 990 до 39 990 руб.), планшет Galaxy Tab S 10,5' LTE (подорожал с 26 990 до 29 990 руб.) и планшет Galaxy Tab S 10,5' WiFi (повысился в цене с 22 990 до 24 990 руб.).

Рост цен на устройства Apple снизит их конкурентоспособность, уверена Виноградова из IDC. Все производители повышают цены, однако многие из них в преддверии сезона новогодних распродаж делают это постепенно, объясняет она. А есть и такие, которые удерживают цены на смартфоны или выборочно повышают их на 10%, говорит представитель «Евросети» Ульяна Смольская. Она прогнозирует снижение продаж и рыночной доли Apple в России - это будет заметно уже на новогодних продажах. Психологическая отметка в 40 000 руб. за смартфон сужает круг покупателей, заставляя их обратиться к более доступным моделям, уверена Смольская. В продажах «Евросети» за первое полугодие 2014 г. доля Apple в натуральном выражении составила всего 3%, добавляет она.

В ночь на 16 декабря Центробанк повысил ключевую ставку, определяющую стоимость денег для коммерческих банков, с 10,5 до 17% годовых. Если раньше около 30% iPhone в России продавались в кредит, то теперь, по мнению гендиректора Telecom Daily Дениса Кускова, таких продаж будет не более 5%. Спрос на смартфоны Apple рос до конца октября, благодаря этому доля iPhone в продажах смартфонов (в денежном выражении) достигла максимума за все время ее работы в России, говорит Кусков. Но из-за весьма вероятного снижения покупательной способности населения в следующем году люди будут приобретать только товары первой необходимости, а устройства Apple к таковым не относятся, констатирует он. Поэтому доля компании сократится, как и сам рынок смартфонов, считает Кусков.

IPhone - лидер среди премиум-смартфонов и ослабление рубля вряд ли изменит расстановку сил в этом сегменте, думает Виноградова. Но есть вероятность, что в 2015 г. доля Apple на рынке в целом несколько сократится, согласна она. Впрочем, считает она, последствия подорожания мобильных устройств будут негативными для всех игроков рынка, включая Apple. У покупателей не растут доходы и увеличивается кредитная нагрузка, а также раскручивается инфляция, перечисляет Виноградова. Если начиная с сентября девальвация рубля подталкивала население быстрее покупать необходимое, то к январю 2015 г. сбережения будут потрачены и потребители начнут экономить, прогнозирует она.

Представитель Apple отказалась комментировать продажи компании в России.