Падение рубля изменит цены на мобильную связь

Телекоммуникационным компаниям не удастся игнорировать падение рубля так же, как игнорировали они кризис 2008-2009 гг. Первым шагом станет повышение цен на голосовой роуминг
Максим Стулов/ Ведомости

Начало пересмотру цен было положено уже в этом году: «Мегафон» с 8 декабря повысил цены на роуминг в 50 европейских странах, а также в Южной Осетии. Исходящие и входящие звонки подорожали до 29 руб. за минуту (с 9 и 16 руб. соответственно). Новых повышений до конца года не планируется, говорит представитель «Мегафона» Татьяна Зверева, а заглядывать дальше пока рано: все будет зависеть от стоимости валюты и условий, выставляемых зарубежными партнерами.

Многие российские отрасли вынуждены провожать уходящий год существенным повышением цен. Телекоммуникационная индустрия не стала исключением.

С Нового года операторы могут повысить цены на голосовые услуги в роуминге, предупредил на прошлой неделе гендиректор «Вымпелкома» Михаил Слободин. Ведь их себестоимость почти целиком валютная - плата иностранным операторам за присоединение и пропуск трафика. А доллар за прошедшие 12 месяцев подорожал на 85,8% - с 32,66 до 60,68 руб.; евро - на 65,5%, с 45,06 до 74,57 руб. (курс ЦБ).

Все взаиморасчеты «Вымпелкома» с роуминг-операторами проводятся в долларах или евро - в зависимости от страны, говорит его пресс-секретарь Анна Айбашева. На межоператорский тариф, выставляемый роуминг-партнером российскому оператору, обычно приходится до 70% стоимости услуг для абонента, поэтому колебания курса напрямую влияют на роуминговый тариф, объясняет она.

За «Мегафоном» последовал «Вымпелком», с 16 декабря повысивший стоимость звонков в международном роуминге для подписчиков тарифной опции «Моя планета». Минута исходящего вызова подорожала на 31%, входящего - на 66%.

Операторы не раскрывают удельный вес валютных затрат в своих расходах. Но очевидно, что падение рубля влияет на их бизнес: в валюте они расплачиваются не только с иностранными операторами за приземление трафика, но и с поставщиками оборудования связи. Пока, правда, им удается маневрировать. Чтобы снизить зависимость инвестиций от курса валют, МТС еще в III квартале 2014 г. авансом профинансировала часть капзатрат, запланированных на конец 2014 г. - первую половину 2015 г., напоминает ее представитель Дмитрий Солодовников.

По предположению аналитика «Сбербанк CIB» Анны Лепетухиной, к валюте привязано около 10% операционных расходов операторов. Но валютные расходы операторов на роуминг частично компенсируются выручкой, которую приносят им приезжающие в Россию иностранцы, обращает она внимание: их зарубежные операторы платят российским за присоединение и пропуск трафика. В капзатратах валютная составляющая гораздо выше - около 40%, ведь закупка оборудования производится в валюте, говорит Лепетухина. Так же считает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин: капзатраты российских операторов на 30-40% определяются стоимостью валюты.

Основное последствие падения рубля для операторов - рост затрат на телекоммуникационное оборудование, подавляющую часть которого поставляют зарубежные компании, согласен управляющий партнер «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. Капзатраты мобильных операторов достигают 15-25% их выручки, говорит он, и в 2015 г. компаниям предстоит сделать выбор: либо сократить расходы на закупку оборудования, либо быть готовыми к снижению рентабельности бизнеса на несколько процентных пунктов, либо увеличивать стоимость услуг. Скорее всего, операторы выберут компромиссный вариант - в той или иной степени прибегнут ко всем трем мерам, а это значит, что если средний счет абонента в 2015 г. и подрастет, то не больше чем на несколько процентов, считает Анкилов.