Facebook разработал собственное сетевое оборудование

Компания хочет снизить зависимость рынка от производителей оборудования и повысить значимость софта
Е.Разумный/ Ведомости

Крупные интернет-компании вроде Facebook и Google уже имеют опыт проектирования сетевых серверов, но Facebook решил пойти дальше и разрабатывает собственное сетевое оборудование. Цель этого проекта - снизить зависимость рынка от производителей оборудования и повысить значимость программного обеспечения.

Facebook начал экспансию на рынок сетевого оборудования в прошлом году, спроектировав и выпустив коммутатор и снабдив его софтом собственной разработки. В среду компания представила новое устройство - шестимодульный коммутатор, позволяющий организовать более объемный трафик для дата-центров. С помощью таких разработок Facebook надеется уменьшить свою зависимость от рынка оборудования и повысить роль ПО, которое можно быстро модернизировать при появлении технических новинок или при росте числа пользователей. Кроме того, Facebook стремится унифицировать оборудование. Отказ от слишком специализированного оборудования в дата-центрах позволяет обходиться меньшим штатов инженеров: одни и те же специалисты могут обслуживать как серверы, так и сетевое оборудование. В идеале Facebook надеется создать столь совершенное ПО, что обслуживание корпоративной сети будет по силам одному специалисту.

Наджам Ахмад, отвечающий в Facebook за сетевые системы, уточняет, что его компания не отказывается от покупки сетевого оборудования у традиционных поставщиков, но при этом предпочитает, чтобы на этом оборудовании устанавливалось ее собственное ПО, которое ей было бы легко настраивать своими силами.

Наряду с серверами сетевые маршрутизаторы относятся к важнейшим компонентам, обеспечивающим работоспособность компьютерных сетей. Политика Facebook заставляет традиционных поставщиков оборудования снижать цены. Кроме того, экспансия Facebook на рынок оборудования поощряет и другие компании следовать этим путем. В результате традиционным поставщикам сетевого оборудования, таким как Cisco Systems, Juniper Networks, IBM и Hewlett-Packard (HP), приходится менять бизнес-стратегию.

В прошлом году IBM продала свое подразделение недорогих серверов, и аналитики объясняют этот шаг давлением со стороны производителей дешевого оборудования. У HP выручка от продажи наиболее популярных серверов упала по сравнению с 2011 г. на 8%. Генеральный директор Cisco Джон Чемберс признал, что его компании приходится активнее развивать программные технологии, реагируя на появление у интернет-компаний оборудования собственной разработки. В завершившемся недавно квартале Cisco показала операционную рентабельность на уровне 22%, однако компания предупреждает, что маржа может сократиться из-за конкуренции с поставщиками дешевой продукции. «Для традиционных производителей серверов и сетевых систем поддерживать прибыльность стало неимоверно трудно», - подтверждает Мэтт Иствуд, аналитик из IDC.

Представитель Cisco сообщил, что его компания ведет переговоры с Facebook, «чтобы выяснить и выполнить их требования». В настоящее время восемь из 10 крупнейших интернет-компаний являются клиентами Cisco.

Проблемы, стоящие перед Cisco и HP, оборачиваются выгодой для тайваньских контрактных изготовителей серверного оборудования, таких как Quanta Computer. Эти вендоры перестроили свой бизнес, приспособив его к нуждам ведущих интернет-компаний. Компания Broadcom также стала продавать больше своих чипов для сетевых устройств, вытесняя специализированные микросхемы Cisco.