Статья опубликована в № 3805 от 06.04.2015 под заголовком: IPhone лучше в розницу

Выручка «Вымпелкома» от продажи оборудования сократилась на 43%

На падение выручки повлиял отказ от оптовой продажи iPhone
Д.Абрамов / Ведомости

В 2014 г. выручка «Вымпелкома» (входит в холдинг Vimpelcom Ltd.) от продаж абонентского оборудования и аксессуаров снизилась на 43,2% год к году до $195 млн – главным образом из-за сокращения самих продаж устройств, таких как iPhone, говорится в отчетности холдинга по форме 20-F, размещенной на сайте Комиссии по ценным бумагам и биржам США. Это 3,2% от всех операционных доходов «Вымпелкома» в мобильном сегменте. В рублях продажи в этом сегменте снизились на 27,7%.

Падение выручки в этом сегменте связано в основном с решением «Вымпелкома» отказаться от оптовой перепродажи iPhone, оно было принято как раз в прошлом году, рассказывает источник в компании. «Выручка от таких продаж действительно увеличивалась, но это низкомаржинальный бизнес, поэтому мы решили это направление дальше не развивать», – говорит он. Это подтвердила представитель оператора Анна Айбашева: если в 2013 г. у компании еще действовал дистрибуторский договор с Apple, то в 2014 г. «Вымпелком» продавал продукцию Apple только в своих офисах.

В 2008 г. прямые дистрибуторские контракты с Apple заключили все операторы «большой тройки». МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» взяли на себя обязательства по продаже определенного количества iPhone – в среднем речь шла о 1–1,5 млн аппаратов за два года. Но скоро стало понятно, что такого спроса на iPhone нет, особенно учитывая экономический кризис в России, который продолжался как раз в 2008–2009 гг.

Действующий прямой контракт с Apple «Вымпелком» заключил в октябре 2013 г., он действителен до конца июня 2016 г., следует из отчетности Vimpelcom Ltd. Договор включает в себя расписанный по кварталам план по закупкам iPhone. «Вымпелком» этот план не раскрывает, но, по словам источника в одной из розничных сетей, речь уже не идет о миллионах iPhone. Если «Вымпелком» не выполняет этот план и другие условия соглашения, то Apple может возложить на оператора ответственность за падение продаж, говорится в отчетности, но чем именно это может грозить оператору, не раскрывается.

Есть прямой контракт с Apple и у «Мегафона». По нему оператор должен купить в 2014–2016 гг. у Apple 750 000 iPhone для продажи в своих фирменных салонах, сказано в его отчете. На маркетинг, рекламу и продвижение iPhone он обязался потратить за три года «примерно 1 млрд руб.». Предыдущий контракт «Мегафона» с Apple действовал в 2008–2010 гг. и предусматривал закупку 1 млн iPhone, на деле оператор приобрел их гораздо меньше.

У МТС единственной из «большой тройки» прямого контракта с Apple нет. Вице-президент МТС по маркетингу Василь Лацанич рассказывал в июне 2014 г., что Apple выдвигает условия, которые оператор считает экономически невыгодными. Оператор закупает устройства у оптовых дистрибуторов Merlion и «Дихаус».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать