Как в Google решают, что можно «забыть»

Компания рассказала, как исполняет решение суда ЕС удалять ссылки на информацию о пользователях по их просьбе
Решения о том, какие ссылки удалять из поисковых запросов, в Google принимает целая команда юристов, инженеров и менеджеров
Jens Meyer / AP

Ровно год назад европейские власти обязали Google удалять по просьбам пользователей ссылки на информацию о них из результатов поиска. Постановление Европейского суда по этому вопросу получило неофициальное название «право быть забытым». При этом компания должна сама рассматривать запросы и принимать решения, суд дал ей мало указаний относительно того, как это делать.

На конференции о конфиденциальности данных в Берлине представитель Google Петер Флейшер дал уникальную возможность получить представление о механизме принятия решений в компании. Стало известно, что почти каждую среду ведущие специалисты Google в Европе собираются и решают, какую информацию из результатов поиска можно удалить. Как рассказал Флейшер, большинство запросов поступают к Google через форму подачи интернет-заявки. Сначала они направляются многочисленной команде юристов и инженеров, которые принимают решения по легким делам. Над запросами работают десятки людей, в основном в европейской штаб-квартире компании в Дублине.

Среди простых случаев, например, такие: без разрешения женщины опубликовано ее фото загорающей топлес, или ссылки на новости про людей, которые много лет назад были арестованы за мелкое воровство. По словам Флейшера, таких случаев очень много, поэтому в Google подобные ссылки удаляют и тут же забывают про них.

Более сложными случаями занимается комитет, состоящий из ведущих специалистов компании. Некоторые участники присутствуют в конференц-зале, другие участвуют в обсуждении удаленно посредством ее видеочата Hangouts. Иногда приходится обращаться к сторонним экспертам, например юристам определенной специальности. Сотрудники Google обсуждают каждую заявку, а затем голосуют. «Обычно то или иное решение принимается подавляющим большинством голосов. Но есть некоторые случаи, по которым наше мнения серьезно расходятся», – рассказал на конференции Флейшер.

В Google разработали определенные критерии для принятия решений. Так, у известных общественных деятелей или медийных фигур меньше шансов на одобрение их заявок, тогда как ссылки по запросам от людей, давно совершивших преступления и с которых впоследствии была снята судимость, будут удалены с большей вероятностью.

За год Google получила более 250 000 запросов, касающихся 920 000 ссылок. Она согласилась удалить 35% ссылок, 50% – отказалась, а еще 15% до сих пор рассматривает. Люди, чьи запросы были отклонены, могут подать апелляцию в национальные агентства по защите данных. Эти учреждения могут затем обратиться к Google напрямую и распорядиться убрать контент либо согласиться с решением компании, если запрос не обоснован.

Объявляя 13 мая 2014 г. свое решение, Европейский суд лишь пояснил, что можно удалять ссылки на неуместную, чрезмерную или устаревшую информацию. Но для этого Google приходится принимать во внимание многие аспекты, в том числе такие важные, как необходимость найти баланс между правами человека на неприкосновенность частной жизни и правом общества на получение информации.

Компания удаляет результаты только с европейских доменов, например Google.fr или Google.co.uk, но не Google.com, хотя он тоже доступен в Европе. Поэтому найти удаленные результаты просто, и регуляторы критикуют Google, заявляя, что могут попытаться юридически заставить компанию выполнить их распоряжения. «Позиция [Google] должна измениться», – утверждает Изабель Фальк-Пьерротен, руководитель французского ведомства по защите данных CNIL.

Такой подход – позволить Google самой разбираться с запросами – может лечь в основу действий европейских регуляторов по расширению сфер, где будет применяться «право быть забытым». Депутаты ЕС рассматривают законопроект, по которому оно может распространиться не только на результаты поисковых запросов, но и на базы данных и сайты. Они сталкиваются с некоторыми из тех же проблем, что сейчас решают в Google. «Это гораздо больше, чем просто результаты поисковых запросов, – утверждает Эдуардо Устаран из юридической фирмы Hogan Lovells. – Это одна из самых масштабных политических дискуссий нашего времени».

Перевел Алексей Невельский

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать