Российские бренды не попали в топ-100 самых дорогих в мире
Их подвели экономический кризис в стране и падение рубляТехнологические бренды и розничная торговля показали самый стремительный рост в рейтинге брендов, ежегодно составляемом компанией Millward Brown (входит в рекламно-маркетинговую группу WPP). Марки обоих секторов подорожали на 24%. При этом собственно технологические бренды занимают шесть мест в топ-20, а если учесть телекоммуникационные компании и интернет-торговцев, таких как Alibaba и Amazon, – то все 11 (см. таблицу). В двадцатку также входят платежные системы Visa (5-е место) и MasterCard (20-е), бизнес которых тоже во многом связан с технологиями.
Для нефтегазовых компаний удар менее ощутим: их девальвация затронула не так сильно, потому что выручку они в основном получают в валюте, а расходы несут в рублях. Стоимость бренда «Газпром» снизилась на 17% до $5,18 млрд, «Роснефть» – на 10% до $5 млрд (в отраслевом рейтинге 10 самых дорогих нефтегазовых брендов они потеряли две позиции каждый, заняв 9-е и 10-е места соответственно). Но из отраслевого рейтинга выпал «Лукойл», который в 2014 г. занимал 10-е место с $4,77 млрд.
Методика оценки
Millward Brown рассчитывает стоимость брендов компаний с широкой клиентской базой (бренд не обязательно должен быть международным). Она оценивает прибыль от продажи товаров и/или услуг под этим брендом, а затем, с учетом финансовых данных, включая рыночную капитализацию, его «финансовую стоимость» – прибыль, которую он может принести в будущем. Она умножается на вклад собственно бренда в прибыль, который оценивается на основании интервью с потребителями, в ходе которых выясняется, насколько значимым, выделяющимся и заметным (всплывающим в памяти при совершении покупок) является бренд. В исследовании учитываются более 10 000 брендов на 50 с лишним рынках и 3 млн потребителей.
Успешные компании не только предоставляют товары и услуги, выгодно отличающиеся от предложений конкурентов, – они находят новые способы устанавливать тесные связи с потребителями, в том числе с помощью социальных медиа. «Бренды приобретают все большее значение. Люди воспринимают их все серьезнее, и они становятся все более важным фактором, определяющим стоимость компании и ее успех», – говорит директор по стратегии BrandZ Питер Уолш. При этом он предупреждает: «Если вы сегодня хотите развивать бренд, вам нужно что-то, по существу отличающееся от других. Это «что-то» должно соответствовать желаниям потребителей, а затем вы должны эффективно доносить до них значение того, что вы им предлагаете».
1-е место в рейтинге вернул себе Apple, уступивший его в прошлом году Google. Это произошло благодаря успеху модели iPhone 6, новинке Apple Watch и платежной системе Apple Pay. По темпам роста Apple уступил только бренду Facebook (99%).
Совокупная стоимость 100 брендов увеличилась до $3,3 трлн с $2,9 трлн в 2014 г., а темп роста (14%) оказался самым высоким за последние четыре года. Однако не все категории показали хорошие результаты. Бренды, связанные с предметами роскоши, подешевели в общей сложности на 6% (худший отраслевой показатель). Ослабление евро ударило по европейским компаниям, а антикоррупционная кампания в Китае и экономический кризис в России – в целом по производителям дорогих брендированных товаров.
Зато в топ-100 не оказалось двух российских брендов, которые в нем присутствовали в последние годы. В 2014 г. Сбербанк занимал 75-е место с $12,64 млрд, МТС – 80-е с $12,18 млрд.
Снижение стоимости российских брендов объясняется экономическими причинами, в первую очередь – падением котировок голубых фишек, говорит вице-президент Millward Brown по Европе, Ближнему Востоку и Африке Анастасия Куровская. Финансовые показатели компаний в долларовом выражении сократились. «Стоимость бренда – это стоимость актива, который мне как акционеру будет приносить доход в будущем. Поскольку львиную долю выручки Сбербанк и МТС получают в рублях, привлекательность и, соответственно, стоимость их активов падают», – поясняет Куровская.
За 2014 г. рубль ослаб к доллару на 42% до 56,26 руб. Поскольку Сбербанк и МТС больше не фигурируют в рейтинге, в Millward Brown не раскрывают стоимость этих брендов, по-прежнему остающихся самыми дорогими в России. Ясно лишь, что они теперь оцениваются менее чем в $11,04 млрд (столько стоит бренд Scotiabank, занимающий сотую строчку мирового рейтинга).
Что касается вклада самого бренда, то здесь у Сбербанка и МТС все в порядке, отмечает Куровская. Millward Brown рассматривает отношение к бренду потребителей на тех территориях, где он представлен, поясняет она, поэтому на них не повлияли, например, западные санкции: «Оба бренда не потеряли своей привлекательности».
Согласно внутренним исследованиям здоровья бренда, за год МТС укрепил позиции во всех странах присутствия, сообщил «Ведомостям» представитель МТС. У оператора росла абонентская база, при этом от его услуг отказывается наименьшее количество абонентов «большой тройки», отметил он. Представитель Сбербанка результаты рейтинга не прокомментировал.
А вот отношение целевого рынка к «Роснефти» и «Газпрому», активно работающим на Западе, могло ухудшиться. «Восприятие поведения российского государства зачастую может влиять на восприятие связанных с ним компаний; отношение в ЕС к энергопартнерам из России тоже может иметь политическую окраску, – добавляет Куровская. – Но в целом бизнес не так сильно связан с политикой, как полагают многие в России. Наверное, кто-то захочет сказать: вот и бренды наши удалили в связи с санкциями. Но это не так. Крепкая экономика – крепкие бренды. К сожалению, в текущей экономической ситуации выход России из топ-100 – предсказуемый результат».
Региональный расклад
Американские бренды оккупировали всю первую десятку рейтинга и показали рост на 19,1%. Европейские континентальные марки подорожали лишь на 1,6%, отражая проблемы у производителей предметов роскоши и автомобилей, британские подешевели на 4,2%. Азиатские выросли в цене на 24,7%, что во многом объясняется вхождением в рейтинг китайской Alibaba, которая после IPO в 2014 г. попала сразу на 13-е место с $66,38 млрд. В 2006 г., когда Millward Brown впервые составила свой рейтинг, в нем был лишь один китайский бренд (China Mobile), а сейчас их 14.
Исследований об изменении отношения к брендам на Западе ни «Газпром», ни «Роснефть», по словам сотрудников компаний, не проводили.
В 2014 и 2015 гг. могло ухудшаться и восприятие российских брендов потребителями, опасается управляющий партнер брендингового агентства Mildberry Олег Бериев. Это закономерно в тяжелой экономической ситуации, компании снижают качество услуг под воздействием факторов, которыми не могут управлять: например, банки из-за подорожания привлеченного финансирования повышали процентные ставки по кредитам, ужесточали условия их выдачи и т. д., объясняет он. Да и обесценивание сбережений из-за снижения курса рубля вряд ли добавило вкладчикам доверия к банкам, продолжает Бериев.
Исключение брендов из рейтинга, конечно, не самый приятный итог 2014 г., но общая ситуация в стране такова, что он мало заметен на фоне более неприятных событий для российских компаний, заключает эксперт: «В России подобные новости вряд ли влияют на финансовые показатели компаний».
Место в 2015 | Место в 2014 | Изменение в рейтинге, пунктов | Бренд | Стоимость бренда в 2015, $ млрд | Стоимость бренда в 2014, $ млрд | Изменение стоимости 2015 к 2014 | Вклад бренда |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 1 | Apple | 246,99 | 147,88 | 67% | 4 |
2 | 1 | -1 | 173,65 | 158,84 | 9% | 4 | |
3 | 4 | 1 | Microsoft | 115,5 | 90,19 | 28% | 4 |
4 | 3 | -1 | IBM | 93,99 | 107,54 | -13% | 4 |
5 | 7 | 2 | Visa | 91,96 | 79,2 | 16% | 4 |
6 | 8 | 2 | AT&T | 89,49 | 77,88 | 15% | 3 |
7 | 11 | 4 | Verizon | 86,01 | 63,46 | 36% | 3 |
8 | 6 | -2 | Coca-Cola* | 83,84 | 80,68 | 4% | 5 |
9 | 5 | -4 | McDonald's | 81,16 | 85,71 | -5% | 4 |
10 | 9 | -1 | Marlboro | 80,35 | 67,34 | 19% | 3 |
11 | 14 | 3 | Tencent | 76,57 | 53,61 | 43% | 5 |
12 | 21 | 9 | 71,12 | 35,74 | 99% | 4 | |
13 | Новый | н.д. | Alibaba | 66,38 | н.д. | н.д. | 2 |
14 | 10 | -4 | Amazon | 62,29 | 64,25 | -3% | 4 |
15 | 15 | 0 | China Mobile | 59,9 | 49,9 | 20% | 4 |
16 | 13 | -3 | Wells Fargo | 59,31 | 54,26 | 9% | 3 |
17 | 12 | -5 | GE | 59,27 | 56,68 | 5% | 2 |
18 | 16 | -2 | UPS | 51,8 | 47,74 | 9% | 5 |
19 | 23 | 4 | Disney | 42,96 | 34,54 | 24% | 5 |
20 | 18 | -2 | Mastercard | 40,19 | 39,5 | 2% | 4 |
21 | 25 | 4 | Baidu | 40,04 | 29,77 | 35% | 5 |
22 | 17 | -5 | ICBC | 38,81 | 42,1 | -8% | 2 |
23 | 20 | -3 | Vodafone | 38,46 | 36,28 | 6% | 3 |
24 | 19 | -5 | SAP | 38,23 | 36,39 | 5% | 3 |
25 | 24 | -1 | American Express | 38,09 | 34,43 | 11% | 4 |
26 | 22 | -4 | Walmart | 35,25 | 35,33 | 0% | 2 |
27 | 27 | 0 | Deutsche Telekom | 33,83 | 28,76 | 18% | 3 |
28 | 34 | 6 | Nike | 29,72 | 24,58 | 21% | 4 |
29 | 31 | 2 | Starbucks | 29,31 | 25,78 | 14% | 4 |
30 | 26 | -4 | Toyota | 28,91 | 29,6 | -2% | 4 |
31 | 40 | 9 | The Home Depot | 27,71 | 22,17 | 25% | 2 |
32 | 30 | -2 | Louis Vuitton | 27,44 | 25,87 | 6% | 5 |
33 | 35 | 2 | Budweiser** | 26,66 | 24,41 | 9% | 4 |
34 | 32 | -2 | BMW | 26,35 | 25,73 | 2% | 4 |
35 | 28 | -7 | HSBC | 24,03 | 27,05 | -11% | 3 |
36 | 38 | 2 | RBC | 23,99 | 22,62 | 6% | 4 |
37 | 39 | 2 | Pampers | 23,76 | 22,6 | 5% | 5 |
38 | 36 | -2 | L'Oreal Paris | 23,38 | 23,36 | 0% | 4 |
39 | 49 | 10 | HP | 23,04 | 19,47 | 18% | 3 |
40 | 43 | 3 | Subway | 22,56 | 21,02 | 7% | 4 |
41 | 33 | -8 | China Construction Bank | 22,07 | 25,01 | -12% | 2 |
42 | 37 | -5 | Zara | 22,04 | 23,14 | -5% | 3 |
43 | 42 | -1 | Mercedes-Benz | 21,79 | 21,54 | 1% | 4 |
44 | 45 | 1 | Oracle | 21,68 | 20,91 | 4% | 2 |
45 | 29 | -16 | Samsung | 21,6 | 25,89 | -17% | 4 |
46 | 46 | 0 | Movistar | 21,22 | 20,81 | 2% | 3 |
47 | 47 | 0 | TD | 20,64 | 19,95 | 3% | 4 |
48 | 44 | -4 | Commonwealth Bank of Australia | 20,6 | 21 | -2% | 3 |
49 | 48 | -1 | ExxonMobil | 20,41 | 19,74 | 3% | 1 |
50 | 54 | 4 | Agricultural Bank of China | 20,19 | 18,23 | 11% | 1 |
51 | 55 | 4 | Accenture | 20,18 | 18,11 | 11% | 3 |
52 | 52 | 0 | Gillette | 19,74 | 19,03 | 4% | 5 |
53 | 58 | 5 | FedEx | 19,57 | 17 | 15% | 5 |
54 | 53 | -1 | Shell | 18,94 | 19 | 0% | 1 |
55 | 41 | -14 | Hermes | 18,94 | 21,84 | -13% | 5 |
56 | 86 | 30 | Intel | 18,39 | 11,67 | 58% | 2 |
57 | 56 | -1 | Colgate | 17,98 | 17,67 | 2% | 4 |
58 | 64 | 6 | BT | 17,95 | 15,37 | 17% | 3 |
59 | 51 | -8 | ANZ | 17,7 | 19,07 | -7% | 4 |
60 | 57 | -3 | Citi | 17,49 | 17,34 | 1% | 2 |
61 | 62 | 1 | Orange | 17,38 | 15,58 | 12% | 3 |
62 | 81 | 19 | China Life | 17,37 | 12,03 | 44% | 3 |
63 | 67 | 4 | Sinopec | 17,27 | 14,27 | 21% | 1 |
64 | 50 | -14 | IKEA | 17,03 | 19,37 | -12% | 3 |
65 | 68 | 3 | Bank of China | 16,44 | 14,18 | 16% | 2 |
66 | 73 | 7 | DHL | 16,3 | 13,69 | 19% | 4 |
67 | 72 | 5 | Cisco | 16,06 | 13,71 | 17% | 2 |
68 | 77 | 9 | Ping An | 15,96 | 12,41 | 29% | 3 |
69 | 59 | -10 | Siemens | 15,5 | 16,8 | -8% | 3 |
70 | Новый | н.д. | Huawei | 15,34 | н.д. | н.д. | 3 |
71 | 76 | 5 | Petrochina | 15,02 | 12,41 | 21% | 1 |
72 | 65 | -7 | US Bank | 14,79 | 14,93 | -1% | 3 |
73 | 61 | -12 | Ebay | 14,17 | 15,59 | -9% | 3 |
74 | Новый | н.д. | HDFC | 14,03 | н.д. | н.д. | 4 |
75 | 63 | -12 | H&M | 13,83 | 15,56 | -11% | 2 |
76 | 60 | -16 | Gucci | 13,8 | 16,13 | -14% | 5 |
77 | 79 | 2 | J.P. Morgan | 13,52 | 12,36 | 9% | 3 |
78 | 70 | -8 | Honda | 13,33 | 14,08 | -5% | 4 |
79 | 88 | 9 | Pepsi*** | 13,13 | 11,48 | 14% | 4 |
80 | 84 | 4 | Ford | 13,11 | 11,81 | 11% | 3 |
81 | 74 | -7 | BP | 12,94 | 12,87 | 1% | 1 |
82 | Новый | н.д. | Telstra | 12,7 | н.д. | н.д. | 4 |
83 | 83 | 0 | KFC | 12,65 | 11,91 | 6% | 4 |
84 | 85 | 1 | Westpac | 12,42 | 11,74 | 6% | 4 |
85 | 78 | -7 | 12,2 | 12,41 | -2% | 5 | |
86 | 91 | 5 | Santander | 12,18 | 11,06 | 10% | 3 |
87 | 82 | -5 | Woolworths | 11,82 | 11,95 | -1% | 4 |
88 | 97 | 9 | PayPal | 11,81 | 9,83 | 20% | 4 |
89 | 87 | -2 | Chase | 11,66 | 11,66 | 0% | 3 |
90 | 100 | 10 | ALDI | 11,66 | 9,58 | 22% | 2 |
91 | 98 | 7 | ING Bank | 11,56 | 9,77 | 18% | 3 |
92 | 71 | -21 | 11,45 | 13,84 | -17% | 4 | |
93 | 90 | -3 | Nissan | 11,41 | 11,1 | 3% | 3 |
94 | 92 | -2 | Red Bull**** | 11,38 | 10,87 | 5% | 4 |
95 | 94 | -1 | Bank of America | 11,34 | 10,15 | 12% | 2 |
96 | 95 | -1 | NTT DoCoMo | 11,22 | 10,04 | 12% | 3 |
97 | Новый | н.д. | Costco | 11,21 | 9,45 | 19% | 2 |
98 | Новый | н.д. | SoftBank | 11,13 | н.д. | н.д. | 2 |
99 | Новый | н.д. | China Telecom | 11,08 | н.д. | н.д. | 4 |
100 | 89 | -11 | Scotiabank | 11,04 | 11,35 | -3% | 2 |
Использованы материалы FT