Технологии
Бесплатный
Дарья Тросникова
Статья опубликована в № 3860 от 26.06.2015 под заголовком: Расходы тронутся, тариф останется

Сотовые операторы готовы повышать тарифы, но в скрытом виде

Их останавливают вероятное недовольство регулятора и скорый выход в Москву Tele2

Операторы сотовой «большой тройки» – МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» – готовы начать повышать тарифы, чтобы стимулировать рост выручки, их сдерживают всего несколько факторов, следует из отчета аналитиков Merrill Lynch, встретившихся с топ-менеджерами сотовых компаний. МТС, по мнению аналитиков банка, откладывает это решение, опасаясь давления со стороны регулятора. Кроме того, оператор не хочет заработать репутацию первого на рынке, кто повысит цены. По тем же причинам медлит «Мегафон» – он ждет, что первый шаг в сторону повышения тарифов сделает МТС как лидер отрасли, говорится в отчете. О мотивации «Вымпелкома» аналитики Merrill Lynch ничего не пишут. Но другой человек, также недавно встречавшийся с менеджментом «большой тройки» в интересах нескольких крупных инвесторов, рассказал «Ведомостям», что все трое всерьез думают о повышении цен.

Российская выручка «большой тройки» практически перестала расти. «Мегафон» завершил I квартал 2015 г. c 1,8%-ным падением доходов, «Вымпелком» – с нулевым ростом, а выручка МТС прибавила всего 3,6% (всюду сравнение год к году). Компании ищут способы нарастить выручку, но повышать тарифы как будто бы не планируют. Ценовая политика операторов такова, что связь ежегодно только дешевеет, в отличие от абсолютного большинства других продуктов и услуг, говорит представитель «Вымпелкома» Екатерина Лебедева. Безусловно, нужно решить, как получать выручку для дальнейшего развития, но этот вопрос решается не повышением цен, а другими методами – возникают новые сервисы, растет уровень потребления услуг, добавляет она.

Бизнес-модель МТС предполагает заработок за счет роста потребления услуг абонентами, а не повышения цен, вторит ей представитель МТС Дмитрий Солодовников. В подтверждение своих слов он приводит результаты I квартала 2015 г.: при снижении средней стоимости минуты разговора на 7% средняя продолжительность звонка выросла на 4%, а интернет-трафик на абонента – почти на 70% (сравнение год к году).

«Мегафон» всегда следит за рынком, чтобы предоставлять абонентам высокое качество услуг по оптимальным ценам, говорит его представитель Алия Бекетова.

Во время телефонных конференций с аналитиками менеджеры операторов постоянно говорили, что были бы совсем не против увеличить средний месячный счет абонента (ARPU) и вернуться к росту выручки, вспоминает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Но повышать тарифы напрямую сложно – это действительно привлечет внимание регулятора и отпугнет абонентов. Поэтому, скорее всего, операторы станут проводить скрытые повышения: увеличивать цены на дополнительные опции, предоставлять меньше услуг за те же деньги и т. п., считает он. С прямым повышением цен операторы будут медлить до последнего, не сомневается аналитик «Уралсиба» Константин Белов: в Москву скоро выйдет дискаунтер Tele2, да и покупательная способность населения снизилась. Зато скрытое повышение цен позволит операторам на какое-то время сохранить выручку, считает аналитик Газпромбанка Сергей Васин. Надолго ли – сказать сложно, все зависит от дальнейшего состояния экономики. Но рано или поздно повысить тарифы все же придется, уверен он: если их рост не превысит инфляцию, то, скорее всего, и абоненты, и регулятор отреагируют нормально.

Федеральная антимонопольная служба будет реагировать при наличии жалоб, говорит ее представитель. Получить комментарии в Минкомсвязи вчера не удалось.

О возможностях скрытого повышения цен «Ведомостям» ранее говорил сотрудник одного из операторов «большой тройки». Все операторы планируют постепенно сокращать объем услуг в пакетных тарифах, чтобы таким образом стимулировать абонентов пользоваться дополнительными сервисами (не включенными в пакеты) и добиваться роста ARPU, признавался он.

Именно так поступил, например, «Мегафон» в мае 2015 г., уменьшив объем услуг, входящих в тарифный план «Все включено L». Сократилось количество минут разговоров и sms-сообщений, включенных в ежемесячную абонентскую плату, а стоимость услуг, оказанных сверх пакета (после того как абонент превышает установленный пакетом лимит), увеличилась. А МТС еще в марте 2015 г. снизила базовые цены на роуминг в некоторых странах, популярных у россиян (снижение достигало 70%), но одновременно в разы повысила тарифы по другим направлениям: например, роуминг в Тунисе подорожал на 284%. Заодно оператор увеличил стоимость опции «Ноль без границ», которую рекомендует подключать при поездках за рубеж.