Известность марки смартфона стала менее важна для россиян

Они делают выбор, глядя на технические характеристики
Смартфоны продолжают покупать, несмотря на то что за год они выросли в цене на 16%/ С. Портер/ Ведомости

Представитель «Мегафона» Татьяна Зверева не говорит, растут или падают продажи смартфонов в салонах оператора. Она сообщила лишь, что доля продаж умных телефонов среди всех телефонов во II квартале 2015 г. выросла до 46% по сравнению с 37% годом ранее. В июле, по ее словам, в продажах в салонах «Мегафона» лидировали Apple, Samsung, Nokia, Lenovo, Fly (суммарно 71%).

За первые восемь месяцев 2015 г. в России было продано на 6% меньше смартфонов – 15 млн по сравнению с 16 млн годом ранее, следует из отчета «Евросети». При этом россияне заплатили за купленные смартфоны 147 млрд руб., на 9% больше, чем в январе – августе 2014 г. Средняя цена проданного смартфона за этот период увеличилась на 16% до 9600 руб., объясняется в исследовании.

Лояльность к конкретному бренду ушла с первых позиций, отмечают аналитики ритейлера. По результатам опроса потребителей в 2015 г. для потребителя наиболее важны технические характеристики, затем цена и только потом доверие к бренду. Фактор цены при выборе устройства не вышел на первое место, это значит, что даже в период кризиса потребитель не всегда ищет самые дешевые предложения, отмечается в исследовании.

По данным МТС, за первые восемь месяцев 2015 г. продажи смартфонов сократились на 5% год к году, а в деньгах рынок вырос на 10%, говорит представитель компании Дмитрий Солодовников. Он также считает, что сильнее всего падение продаж сказалось на известных мировых брендах (так называемых A-брендах – Microsoft, Sony, Apple, LG, HTC и др.), а единственным A-брендом, увеличившим долю на российском рынке смартфонов, оказался Samsung. Его доля в продажах выросла с начала года на 2 п. п. до 21%, а в выручке – на 4 п. п. до 27%, утверждает Солодовников. В рознице МТС за январь – август 2015 г. продажи смартфонов выросли более чем на 30% год к году, а выручка от их продаж – почти на 40%.

Планшеты не нужны

В отличие от смартфонов рынок планшетов в России за первые восемь месяцев 2015 г. упал и в штуках, и в деньгах. В январе – августе было продано на 41% меньше планшетных компьютеров, чем годом ранее, – 3 млн устройств, говорится в исследовании «Евросети». Выручка от их продаж упала на 34% до 32 млрд руб.

Спрос все больше смещается в сторону смартфонов. Во время кризиса потребитель готов отложить покупку плейера, ноутбука или фотоаппарата, но не смартфона, утверждают аналитики «Евросети». Доля смартфонов в общих продажах телефонов за январь – август 2015 г. год к году выросла с 60 до 65%, а в выручке от этих продаж – с 88 до 91%, говорится в исследовании.

«Связной» ранее оценивал падение продаж смартфонов в первом полугодии 2015 г. в 11%, а снижение выручки от их продаж – в 2%, напоминает представитель компании Мария Заикина. В III квартале продажи также снижаются, говорит она, но цифр не называет. Ситуация на рынке умных устройств в 2015 г. схожа с кризисным 2009 годом, замечает она: тогда больше всего продажи снижались во II и III кварталах. «Связной» ожидает, что в IV квартале продажи начнут расти. Но, несмотря на ожидаемое оживление, по итогам года в России будет куплено на 15% меньше смартфонов, чем в 2014 г., а выручка сократится на 10%, прогнозирует Заикина.

В салонах «Вымпелкома» продажи смартфонов за первые восемь месяцев 2015 г. в штуках выросли на 9% год к году, в выручке – более чем на 40%, говорит представитель компании Анна Айбашева. Среди производителей по продажам в штуках и в выручке лидируют брендовые смартфоны Beeline, Apple, Micromax, Samsung. В планшетах в штуках и выручке лидируют Beeline, Irbis, Allcatel, Lenovo, Samsung.