Часть рекламных щитов в Москве может быть в 2016 году демонтирована

Установившие их компании не уверены, что смогут оплатить продление контракта
Рынок наружной рекламы с прошлого года в кризисе/ Е. Егоров/ Ведомости

Из семи операторов наружной рекламы, выигравших московские аукционы на размещение рекламных щитов, внести платежи за 2016 г. сможет только один – Russ Outdoor, рассказали «Ведомостям» топ-менеджеры нескольких из этих компаний. Об этом шла речь, по их словам, на совещании у руководителя московского департамента СМИ и рекламы Ивана Шубина на прошлой неделе. Представитель оператора ТРК предупредил, по словам собеседников «Ведомостей», что перечислить деньги вряд ли удастся. Менеджеры Gallery, «Вера-Олимпа» и «Расвэро» сообщили, что пока изучают возможность оплаты.

За последние два года департамент СМИ и рекламы Москвы провел два аукциона на размещение рекламных щитов, разыграв 8806 мест. Победители обязались заплатить городу за них в течение 10 лет более 100 млрд руб. – в 6 раз больше, чем Москва получила за предыдущие 10 лет. Один из семи победителей – «Никэ» – уже успел обанкротиться, остальным пришлось на 70–75% взвинтить цены на размещение рекламы.

Между тем рынок наружной рекламы с прошлого года в кризисе. В 2014 г., по данным «Эспар-аналитик», он не вырос, а в первой половине 2015 г. сократился год к году на 27% до 15,5 млрд руб.

Первый ушел

Рассчитаться с департаментом СМИ и рекламы уже не сумела компания «Никэ». Она выиграла на аукционе право установить 802 конструкции и должна была в течение 10 лет ежегодно выплачивать за них по 1,35 млрд руб., но не нашла средств. В итоге департамент разорвал контракт с «Никэ», предупредив, что все остальные операторы должны выполнять обязательства по договору перед городом.

По условиям договоров победители аукционов сразу оплатили и первый год работы, и последний, 10-й. В этом году они просили московские власти войти в тяжелое положение и зачесть уже внесенный ими аванс за 10-й год как платеж за 2016 г., но департамент отказался. В начале ноября он начнет выставлять операторам счета, которые нужно оплатить до конца декабря, в общей сложности на 8,12 млрд руб.

Больше всего заплатить предстоит Russ Outdoor и ТРК («дочка» автохолдинга «Гемма» Александра Геллера) – 2,75 млрд и 2,25 млрд руб. соответственно. Директор Russ Outdoor Сергей Дубков подтвердил «Ведомостям», что оператор готов оплатить договор за следующий год из собственных средств. ТРК, по словам ее директора Гюли Коган, не отказывалась от выплаты средств по договору, а лишь предупредила о возможных трудностях с выплатами.

Возникли они во многом потому, напоминает Коган, что ТРК не смогла разместить около 500 рекламных щитов (почти треть всех запланированных конструкций) – они находились на местах строек или ремонтных работ. Город обещал разобраться с этими случаями и произвести перерасчет платежей. Но до конца года он может не успеть, волнуются участники рынка: каждый случай рассматривается отдельно межведомственной комиссией, а порядок снижения выплат до конца не определен, так как вносить изменения в действующие договоры нельзя.

По информации сотрудников двух операторов наружной рекламы, департамент СМИ и рекламы готов пойти навстречу компаниям и разрешить им внести плату не за весь 2016 год сразу, а только за первую его половину. Сотрудник самого департамента сказал лишь, что его «основная политика направлена на то, чтобы рекламораспространители соблюдали договоры в полной мере». Представители Gallery, «Расвэро» и «Вера-Олимпа» либо отказались от комментариев, либо не ответили на запросы.

Исправленная версия. Первоначальный вариант можно посмотреть в смарт-версии "Ведомостей"