Суд Чечни потребовал заблокировать в России Twitter журнала Charlie Hebdo

Суд направил Роскомнадзору требование включить соответствующую страницу в реестр запрещенных сайтов
Е. Разумный/ Ведомости

Ленинский районный суд города Грозный признал аккаунт сатирического журнала Charlie Hebdo в Twitter запрещенным к распространению в России, сообщила на своем сайте прокуратура Чеченской республики, которая и пожаловалась в суд. Как указано в сообщении прокуратуры, на «странице» журнала в Twitter «размещены изображения, преследующие цель оскорбить религиозные чувства верующих, выражая неуважительное отношение к образам пророков, а также карикатур, высмеивающих катастрофу российского самолета А321 в Египте».

Распространение таких материалов может служить предпосылкой к разжиганию межнациональной, религиозной ненависти и вражды, что запрещено федеральным законодательством, напоминает прокуратура. Суд согласился с мнением прокуратуры и направил в чеченское управление Роскомнадзора копию своего решения: теперь служба должна по закону внести соответствующую страницу в реестр запрещенных сайтов. Роскомнадзор в свою очередь уведомит Twitter о будущем внесении в реестр, и у сервиса будет три дня, чтобы либо удалить спорный контент, либо попасть под блокировку.

Журнал Charlie Hebdo стал широко известен в России после трагедии в редакции французского издания Charlie Hebdo в начале января. Тогда в здание издательства ворвались исламисты и расстреляли 12 человек. Журнал публиковал карикатуры на лидера «Исламского государства» (деятельность террористической организации запрещена в России), а до того неоднократно печатал карикатуры на Аллаха, пророка Мухаммеда и других религиозных персонажей и деятелей. После теракта представители религиозных конфессий неоднократно высказывались против публикации карикатур на религиозные святыни, а в некоторых странах собирались митинги по этому поводу.

В ноябре после авиакатастрофы А321 в Египте Charlie Hebdo выпустило несколько карикатур на эту тему. На одной из них был изображен череп, размышляющий, что нужно было лететь cамолетом Air Cocaine. Карикатура была подписана «Опасности российского лоукоста». Название Air Cocaine намекает на недавний побег из доминиканской тюрьмы двух французских пилотов, которых там поймали при попытке вылететь в Сан-Тропе с 680 кг кокаина на борту.

На второй карикатуре бородатый автоматчик уворачивается от падающих обломков под надписью "Россия интенсифицирует бомбардировки". Российские чиновники резко осудили появление подобных карикатур. Публикация вызвала резкую реакцию российских депутатов, сенаторов и чиновников, а также части обычных интернет-пользователей. Другие пользователи настаивали, что у Charlie Hebdo есть неотъемлемое право на подобные публикации и редакция вовсе не преследовала цель оскорбить память жертв трагедий.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил тогда ТАСС, что карикатуры не повлияют на двусторонние отношения России и Франции, но уточнил, что "многие чувствуют себя оскорбленными" в связи с публикациями в журнале. "Такие издания, наверное, абсолютно неуместны в нашей общественной системе координат, в нашей многонациональной, многоконфессиональной стране", - добавил он.

Роскомнадзор не в первый раз получает судебные предписания и предписания прокуратуры о блокировке на территории России отдельных аккаунтов Twitter. Так, в прошлом году служба по настоянию Генпрокуратуры требовала от Twitter удалить аккаунты нескольких ультранационалистических украинских организаций, запрещенных в России. Twitter отказался это делать, и Роскомнадзор даже публично угрожал сервису полной блокировкой в России, но до этого в конечном итоге дело не дошло. После встречи с руководством Роскомнадзора сервис согласился удалить часть спорных аккаунтов, но не все.

В феврале 2015 г. в отчете по взаимодействию с органами власти Twitter написал, что компания отказалась выполнять несколько просьб о "блокировке популярных противников российского правительства и другие требования ограничить свободу слова применительно к массовым ненасильственным выступлениям на Украине". Но летом 2015 г. администрация сервиса все же согласилась удалить 32 из 53 ссылок по запросу Роскомнадзора.

Представитель Роскомнадзора не ответил на звонок «Ведомостей».