Американская компания обвинила «Яндекс» в нарушении патента

Fellowship Filtering Technologies подала иск к «Яндексу» из-за системы автоматической фильтрации
В документе говорится, что «Яндекс» нарушил патент 5884282, зарегистрированный в США еще в 1999 г./ М. Стулов/ Ведомости

Компания Fellowship Filtering Technologies 12 декабря подала иск к «Яндексу» в Окружной суд США по Восточному округу штата Техас, следует из текста этого иска (есть копия). Иск подан сразу к трем юридическим лицам – голландской компании Yandex N.V. (владеет 100% российского ООО «Яндекс»), Yandex LLC (ООО «Яндекс») и Yandex Inc. (компания, зарегистрированная в США).

В документе говорится, что «Яндекс» нарушил патент 5884282, зарегистрированный в США еще в 1999 г. Это патент на изобретение Гари Робинсона – совладельца Fellowship Filtering Technologies. Эта компания просит суд признать нарушение патента и обязать «Яндекс» возместить ущерб (его размер не указан). Также компания хотела бы получать от «Яндекса» роялти за использование ее технологии.

Патенты Робинсона

Гари Робинсон, говорится в иске, является изобретателем многих патентов в США, приобретенных различными компаниями, в том числе Google. В 2007 г. издание seobythesea.com упомянуло патент 5884282 в числе принадлежащих Google – тот якобы получил этот патент, когда покупал компанию DoubleClick, на основе которой сейчас работает система контекстной рекламы – Google AdWords (работает по тому же принципу, что и «Яндекс.Директ»). Однако в 2010 г. автор статьи добавил, что с ним связался Робинсон и сказал, что этот патент не был куплен DoubleClick и все еще принадлежит ему. Из базы патентного ведомства США следует, что Fellowship Filtering Technologies получила патент Робинсона в ноябре 2014 г. от компании Virtual Development Corporation (она в марте 2014 г. получила этот патент от компании Робинсона Athenium). Эта же компания передавала другой патент компании DoubleClick еще в 2000 г. – на создание «системы автоматической фильтрации в рекламе в сети интернет». Представитель Google пока не ответил на запрос.

Документ описывает Робинсона как математика, создавшего, в частности, алгоритмы для борьбы со спамом. Но предметом спора является другое его изобретение – система автоматической фильтрации. Она собирает и хранит данные о поведении пользователей (например, историю их предпочтений и покупок в сети). А когда новый пользователь попадает в эту систему, она рекомендует ему определенный контент или продукт, основываясь на предпочтениях других пользователей с похожими вкусами, которые уже учтены системой, говорится в тексте иска.

Именно на основе этого изобретения «Яндекс» создал свою систему анализа поведения пользователей и теперь делится этими данными с рекламодателями, утверждается в иске. Авторы иска также ссылаются на заявления топ-менеджеров «Яндекса» о том, что предоставление точных рекомендаций пользователям является основой бизнеса компании.

«Яндекс» зарабатывает на рекламе, прежде всего – на контекстной: она демонстрирует пользователям рекламные объявления в результатах поиска и на партнерских сайтах. Суть работы системы контекстной рекламы «Яндекс.директ» состоит в том, чтобы показать пользователям релевантные объявления, основанные на их поисковых запросах и поведении в сети. На странице «Яндекс.директ» компания так описывает систему рекламодателям: «Яндекс.директ» «покажет ваши объявления людям, которые уже ищут похожие товары или услуги в «Яндексе» и на сайтах рекламной сети».

«Яндекс» обрабатывает 57,2% поисковых запросов пользователей рунета (по данным Liveinternet за ноябрь 2015 г.) и является основным игроком на рынке контекстной рекламы в России. В III квартале 2015 г. контекстная реклама принесла компании 92% всей выручки. По итогам 9 месяцев 2015 г. «Яндекс» получил 38,4 млрд руб. выручки от продаж рекламы этого типа. Объем всего рынка в январе - сентябре составил 54,3 млрд руб., по данным Ассоциации коммуникационных агентств России. Второй крупный игрок на этом рынке – Google. Он не раскрывает свои доходы в России по кварталам. Его доля рынка поиска в рунете – 35,2%.

Представитель «Яндекса» Ася Мелкумова не стала комментировать иск по существу. Она сообщила, что компания изучает иск и «не ожидает существенных проблем для себя в связи с ним». О какой сумме претензий может идти речь, она не говорит. «Этот же истец подал иски еще к 16 лицам, большинство из которых завершились довольно быстро мировым соглашением», - добавила Мелкумова.

В мае - июне 2015 г. Fellowship Filtering Technologies подала в общей сложности 14 исков о нарушении патента. В числе ответчиков – компании Salesforce.com, Cloudera, NetSuite, Oracle America, Callidus Software, SAP America, TIBCO Software, IBM, eHarmony, IAC/InterActiveCorp, Open Text, Hewlett-Packard, Adobe Systems, Baidu. Впоследствии все эти иски были отозваны в досудебном порядке, за исключением исков к Adobe Systems и Baidu, которые были объединены в рамках одного дела. В декабре, кроме «Яндекса», Fellowship Filtering Technologies подала аналогичный иск к китайскому интернет-гиганту Alibaba. Документов, где было бы описано, почему истец отозвал иск, нет. Представители компаний, к которым были поданы иски, либо не ответили на вопрос «Ведомостей», либо отказались от комментариев.

Раз большинство исков закончились мировым соглашением, можно предположить, что сторонам удалось достичь компромисса, а компании- истцу получить денежную компенсацию, говорит старший юрист Goltsblat BLP Евгений Орешин.

На рекомендательной системе базируется основной бизнес «Яндекса» – система контекстной рекламы «Яндекс.директ», приносящая сотни миллионов долларов выручки в год, говорит предправления «Финам» Владислав Кочетков. Поэтому владелец патента может заявить ущерб на десятки и даже сотни миллионов долларов. Другое дело, что с конца 1990-х гг. технологии давно шагнули вперед, а Fellowship Filtering Technologies, скорее всего, запатентовала очень общий алгоритм. Но судиться на эту тему в США, где хорошо развита система патентных споров, можно очень долго, и, вероятно, компаниям проще заплатить владельцу патента, но сумму гораздо ниже запрашиваемой – несколько миллионов долларов или даже до $1 млн, оценивает Кочетков.