Технологии
Бесплатный
Екатерина Брызгалова|Ксения Болецкая
Статья опубликована в № 3997 от 20.01.2016 под заголовком: «Эхо Москвы» перешло на русский

Компания Владимира Гусинского теперь контролирует менее 20% акций «Эха Москвы»

Радиостанция изменила структуру акционеров из-за ограничений для иностранцев в СМИ

Американский EM-holding снизил долю в ЗАО «Эхо Москвы» (учредитель одноименной радиостанции) с 34 до 19,9% акций, сообщили «Ведомостям» главный редактор этой радиостанции Алексей Венедиктов и один из ее совладельцев. По их словам, реструктуризация связана с новыми ограничениями для иностранцев в СМИ.

Осенью 2014 г. депутаты Госдумы приняли поправки к закону о СМИ, которые с этого года запрещают иностранным компаниям и гражданам, а также гражданам России с гражданством другой страны владеть или контролировать более 20% компании – учредителя СМИ в России. Из-за этого несколько иностранных медиакомпаний были вынуждены продать активы в России. Под ограничение попали и сотни корпоративных СМИ, выпускаемых российскими немедийными компаниями с иностранным капиталом. Если СМИ с иностранными акционерами не сменило владельцев, то по требованию Роскомнадзора оно должно быть лишено регистрации, а его распространение в России запрещено.

Три директора «Эха»

До 2014 г. компанией более 10 лет руководил Федутинов, в феврале 2014 г. гендиректором стала Екатерина Павлова, в конце декабря того же года на эту должность был назначен Михаил Демин. Но через три месяца гендиректором вновь стала Павлова.

Радиостанция «Эхо Москвы» создана в 1990 г. По данным TNS, в среднем в день ее слушает 2,8 млн жителей России (в апреле – сентябре 2015 г.), 0,8 млн жителей Москвы (в октябре – декабре 2015 г.). Это шестая по популярности радиостанция столицы. Крупнейший владелец «Эха» – холдинг «Газпром-медиа» (66% акций). По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2013 г. выручка «Эха» составила 368,4 млн руб., чистая прибыль – 17,2 млн руб. В 2014 г. выручка компании, по данным «СПАРК-Интерфакса», составляла 55,5 млн руб., чистый убыток – 34,9 млн руб. Но представители «Газпром-медиа» и «Эха Москвы» говорили, что данные по убытку компании неверны. Данные за 2015 г. не опубликованы. В 2014 г. радиостанция была прибыльна, настаивает Венедиктов, но конкретных цифр не называет. Источник, близкий к радиостанции, утверждает, что радиостанция была прибыльна в 2014 г. лишь за счет дотаций «Газпром-медиа». Убыток компания получила только в 2015 г., говорит Венедиктов. Он называет главными причинами убытков радиостанции в прошлом году общее падение рекламного рынка, вынужденный (по указанию «Газпром-медиа») переезд радиостанции в другое помещение, разгон собственной рекламной службы радиостанции (с 2014 г. рекламу на «Эхе» продает ВКПМ, радиоподразделение «Газпром-медиа»). По оценке Ассоциации коммуникационных агентств России, за девять месяцев прошлого года рекламные доходы радиостанций в России снизились на 19% до 9,4–9,6 млрд руб.

«Эхо» привело структуру акционеров в соответствие с законом в последних числах декабря, говорит Венедиктов. Он сам и бывший гендиректор радиостанции Юрий Федутинов, а также бывший медиаолигарх Владимир Гусинский, партнер последнего Игорь Малашенко и несколько других сотрудников «Медиа-моста» до последнего времени были акционерами EM-holding. У Венедиктова было 18% акций EM-holding, у Федутинова – около 15%, говорили прежде источники «Ведомостей», близкие к акционерам «Эха».

В прошлом апреле EM-holding учредил в России дочернюю компанию – ЗАО «Эхо Москвы холдинговая компания» (ЭМХК), которой передал 13,1% акций самого «Эха». В конце года Венедиктов и Федутинов обменяли свои доли в EM-holding на акции ЭМХК – теперь у каждого из них по 49,5% ее акций (это соответствует данным «СПАРК-Интерфакса»). Еще 1% акций владеет Илья Крутов, финансовый консультант «Эха», пояснил главный редактор. В дальнейшем Федутинов передаст Крутову часть своих акций ЭМХК. Получается, теперь у «Эха» три совладельца – «Газпром-медиа», EM-holding и ЭМХК.

С представителями «Газпром-медиа» и EM-holding связаться не удалось. Гендиректор «Эха» Екатерина Павлова подтвердила, что знает об изменении структуры акционеров радиостанции, но детали комментировать не стала. Пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский сказал «Ведомостям», что служба еще не получала от радиостанции уведомления об изменении структуры акционеров. По закону СМИ с иностранным капиталом должны уведомить Роскомнадзор о выполнении этих норм до 15 февраля.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать