МТС стала самым быстрорастущим интернет-провайдером в России

В 2015 году количество ее интернет-пользователей выросло на 7%
Модернизация аналогового кабельного ТВ помогла МТС расти быстрее конкурентов / М. Стулов / Ведомости

В 2015 г. количество подписчиков проводного широкополосного доступа в интернет (ШПД) МТС выросло год к году на 7% (на 0,17 млн) до 2,63 млн абонентов, это самый быстрый рост абонентской базы среди первой пятерки операторов, следует из отчета «ТМТ консалтинга». С этой оценкой в целом согласен и гендиректор Telecom Daily Денис Кусков, уточняя, что темпы роста у МТС могли быть несколько меньшими.

Темпы роста абонентской базы МТС почти вдвое выше, чем в среднем по стране. По данным «ТМТ консалтинга», база пользователей проводного ШПД за год выросла в России на 3,6% (против 5% в 2014 г.). Ближайший по темпам роста конкурент МТС – «Транстелеком» (ТТК) увеличил базу подписчиков на 4,1%. По данным самого ТТК – на 4,2%, уточняет представитель компании. При этом в абсолютном выражении сильнее всего выросла база ШПД-пользователей «Ростелекома»: в 2015 г. она увеличилась на 0,41 млн до 10,9 млн абонентов.

Кусков и аналитик «ТМТ консалтинга» Ирина Якименко объясняют опережающие темпы роста абонентской базы МТС модернизацией оператором сетей в регионах – на них в 2015 г. пришлось больше половины (53%) прироста. Оператору удалось подключить к ШПД-сетям часть бывших телезрителей аналогового кабельного и социального ТВ, пользовавшихся его сетями, считает Якименко. О конвертации «аналоговых» телеабонентов в пользователей интернета говорит и Кусков. По его словам, высокие темпы роста абонентской базы МТС также обеспечили активные реклама и маркетинг ее фиксированных услуг в регионах.

Модернизацию унаследованных от «Комстар-ОТС» сетей кабельного аналогового ТВ в 150 городах России МТС начала в 2012 г., пообещав сделать их все цифровыми к 2014 г. На модернизацию она планировала потратить около 3 млрд руб., говорил близкий к МТС человек.

При этом МТС (в лице ее «дочки» МГТС) показала самые высокие темпы роста и в Москве – ее абонентская база в 2015 г. выросла на 6,9% (база ее ближайшего конкурента «Ростелекома» – на 3,6%), сказано в отчете «ТМТ консалтинга».

Столь высокий рост абонентской базы ШПД представитель МТС Дмитрий Солодовников объясняет улучшением качества и снижением цен. Обеспечить и то и другое позволили модернизация сетей FTTB (Fiber-to-the-Building, «оптика до здания») в регионах и завершение строительства МГТС оптико-волоконной сети в Москве, говорит он.

Росту абонентской базы МТС предшествовал продолжавшийся несколько кварталов отток абонентов, утверждает Кусков. В 2014 г. абонентская база МТС по ШПД росла в 2 раза быстрее рынка, возражает Солодовников.

МТС начала раскрывать число абонентов проводного ШПД с III квартала 2014 г., на конец 2014 г. их было 2,36 млн. По данным Telecom Daily, на конец I квартала 2014 г. у оператора было 2,55 млн абонентов проводного ШПД, т. е. за три квартала их количество сократилось примерно на 7,5%. Сокращение связано с тем, что в 2012–2013 гг. МТС провела серию слияний и поглощений – часть подписчиков отпала в ходе интеграции приобретенной абонентской базы, считает Кусков. Кроме того, компания не проявляла заметной маркетинговой и рекламной активности в регионах, полагает он.

«Ростелеком» раскроет итоги 2015 г. позже, но в целом данные «ТМТ консалтинга» соответствуют действительности, отмечает близкий к нему источник. «Ростелеком» увеличивает число подписчиков благодаря активному строительству оптических сетей доступа, утверждает представитель оператора Валерий Костарев. Он ожидает, что по итогам 2015 г., как и в 2014 г., рост количества ШПД-пользователей будет выше среднерыночного. В 2016 г. «Ростелеком» в целом завершит проект по модернизации сетей абонентского доступа, охватив оптикой 33 млн домохозяйств (на декабрь 2015 г. она была проложена до 30 млн домохозяйств), добавляет Костарев.