Статья опубликована в № 4058 от 19.04.2016 под заголовком: Почта доставила прибыль

«Почта России» вернула себе половину рынка

Компания второй год прибыльна за счет эффективности закупок и логистики

«Почта России» сообщила, что ее чистая прибыль в 2015 г. выросла на 28% и составила 1,578 млрд руб. Выручка увеличилась на 6% и достигла 149 млрд руб. Быстрее остальных направлений росли доходы от посылок – на 19%.

Выручка от финансовых услуг увеличилась за год на 2%, от почтового бизнеса – на 4%. Доходы от имущественного комплекса выросли на 5%.

В 2015 г. продолжало расти количество международной почты: за год «Почта России» обработала 128 млн международных почтовых отправлений – на 64% больше, чем в 2014 г., и более чем втрое больше, чем в 2013 г.

Завершить очередной год с чистой прибылью «Почте России», как она сообщает, удалось благодаря сокращению производственных затрат на 3%, они составили 26,6 млрд руб. Этому помогло повышение эффективности закупок и логистики. С 2013 по 2015 г. затраты на одно условное отправление сократились на 8,3%, или с 1,06 до 0,97 руб., а среднемесячная выработка на одного работника выросла на 7% и составляет, по данным самой почты, 39 600 руб.

Обошлось без субсидий

Впервые настоящую чистую прибыль «Почта России» показала в 2014 г. – 1,2 млрд руб. Формально чистая прибыль была и прежде, но с 2008 по 2013 г. почта получала госсубсидии (3,04 млрд руб. в 2012 г., 3,2 млрд в 2013 г. и 2,5 млрд руб. в 2014 г.) и не поднимала тарифы на доставку. Без субсидий почта была убыточной.

Ключевым фактором, повлиявшим на чистую прибыль, помимо роста оборота стало повышение операционной эффективности, соглашается аналитик «Финама» Тимур Нигматуллин. Улучшая закупочные процедуры, считает он, действительно можно найти значительные резервы для увеличения рентабельности – даже при росте фонда оплаты труда, рассуждает он. С 2013 по 2015 г. средняя зарплата сотрудника «Почты России» выросла на 13% и достигла 18 800 руб. в месяц.

Компании удалось сократить производственные затраты на 3% при росте оборота, что оказало положительное влияние на рентабельность и чистую прибыль, согласен аналитик Газпромбанка Сергей Васин.

Драйвером роста выручки почты стал посылочный бизнес, что связано с ростом рынка международных отправлений, считает Нигматуллин: «Почта России» стала бенефициаром роста рынка e-commerce, поскольку компания управляет основным каналом поставок из-за рубежа. Во многом вследствие роста международных отправлений росли и остальные сегменты бизнеса «Почты России»: увеличение трафика в почтовых отделениях ведет к увеличению роста доходов от других услуг, предполагает аналитик.

«Почта России» удерживает на рынке международной корреспонденции монопольное положение, занимая на нем около 90%, говорит президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, а сегмент внутренних пересылок «Почты России» не показал роста выручки. Но рынок внутрироссийских отправлений упал на 20%, а значит, «Почта России» увеличила долю и в этом сегменте, просто удержав прошлогодний показатель за счет новых продуктов, а также дешевой доставки, считает Иванов. В целом доля «Почты России» на посылочном рынке выросла на 12 процентных пунктов и составила 51%. «Почта России» стала отбирать потерянную долю на рынке посылок, обращает внимание Васин, компания становится более эффективной и конкурентоспособной, в том числе с точки зрения сроков доставки и потерь. «Почте России» удалось переломить многолетний тренд, она перестала терять рынок, резюмирует он.