МТС обеспечит 3G-связь в метро с помощью сети «Максимателеком»

Остальные сотовые операторы пока развивают сети в метро самостоятельно
МТС обеспечит 3G-связь в тоннелях метро с помощью сети WiFi-оператора «Максимателеком»/ М. Стулов/ Ведомости

Остальные операторы пока предпочитают строить свои сети в метро самостоятельно. «Мегафон» развивает мобильную сеть в метро в партнерстве с инфраструктурным оператором «Макомнет», передал через пресс-службу директор по развитию сети столичного филиала оператора Михаил Каракулин. Оператор рассматривает предложения и от альтернативных провайдеров, в том числе от «Максимателекома», добавляет он. Сейчас голосовая связь и высокоскоростной мобильный интернет «Мегафона» доступны практически на всех станциях, за исключением некоторых недавно открытых, отмечает Каракулин.

МТС договорилась с оператором WiFi-сети в московском метро «Максимателекомом» и установит в каждом вагоне маломощные базовые станции (фемтосоты), подключенные к сети МТС через сеть «Максимателекома», сообщили представители операторов. Фемтосоты обеспечат пассажиров стабильной голосовой связью, sms-услугами и мобильным интернетом по технологии 3G во всех тоннелях Московского метрополитена, обещают они.

Условия сотрудничества операторы не раскрывают. МТС будет платить фиксированный ежемесячный платеж при выполнении партнером всех оговоренных технических условий – в частности, скорости мобильного интернета и бесперебойности связи, уточнил представитель МТС Дмитрий Солодовников. Доплат за количество обслуженных абонентов или скачанный ими трафик договор не предусматривает, говорит он.

С предложением использовать свою инфраструктуру для организации сети 3G в метро «Максимателеком» обратился к операторам еще в конце 2015 г. Тогда «Ведомостям» об этом рассказывал источник, близкий к одной из сторон переговоров, и подтвердил представитель WiFi-оператора Илья Грабовский. От планов сотрудничества с другими операторами «Максима» при этом не отказывается и «ведет общение с несколькими другими операторами», сказал вчера Грабовский.

Для «T2 РТК холдинга» (бренд Tele2) первостепенное значение имеет устойчивая связь на станциях, поскольку в вагонах уже есть WiFi, говорит его представитель Константин Прокшин. В I квартале Tele2 включил 3G/4G-сеть на пяти станциях метрополитена, а сейчас голосовая связь и мобильный интернет оператора доступны на 15 наземных и 16 подземных станциях московского метро, сообщил он. Предложение «Максимателекома» Tele2 получал, подтвердил Прокшин, но возможность реализации подобного проекта будет в первую очередь зависеть от качества и стабильности предлагаемой услуги.

Представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева не стала говорить о переговорах с «Максимателекомом».

Телефонизация вагонов метро с помощью фемтосот – нетривиальная инженерная задача, рассказывал в декабре топ-менеджер одного из сотовых операторов. В частности, фемтосотам нужно стабильное соединение с сетью, уточнял он.

Проект фемтосот в метро многие специалисты считают тупиковым и отдают предпочтение использованию излучающих кабелей в тоннелях, добавляет собеседник в одном из операторов «большой тройки». Еще одна техническая проблема использования фемтосот состоит в потере связи при выходе из вагона на станцию, когда сигнал переключается на базовую станцию, говорит он.

«Максимателеком» обеспечивает стабильную транспортную радиосеть от состава до стационарной инфраструктуры в тоннелях и на станциях метрополитена, через которую обеспечивается передача данных до инфраструктуры оператора сотовой связи, возражает Грабовский. Тестирование системы показало хорошие результаты, добавляет он. МТС тестирует решение «Максимателекома» уже несколько месяцев и на всех участках сигнал от фемтосот на пользовательские устройства стабилен, уверяет Солодовников.

Экономическая целесообразность такого проекта для сотовых операторов сомнительна, считает гендиректор Telecom Daily Денис Кусков. Учитывая высокое проникновение пакетных тарифных планов в Москве, использование абонентами мобильного интернета в метро не сильно повлияет на выручку операторов. С другой стороны, самостоятельное развитие сети в метрополитене – это технически сложный проект с неочевидной финансовой выгодой. Возможно, МТС предпочла развитию проекта в одиночку сотрудничество с профильным оператором.