«Яндекс.Новости», возможно, будет работать только с зарегистрированными СМИ

Агрегатор не хочет нести ответственность за чужую информацию
«Яндекс.Новости» перестанут работать с сайтами без регистрации СМИ/ Е. Разумный/ Ведомости

До конца этой недели Госдума может принять во втором чтении законопроект о новостных агрегаторах, пишет РБК. Прежде председатель комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин говорил «Ведомостям», что документ будет принят полностью до конца весенней сессии (завершается в начале июля). Также он сообщал, что из проекта, скорее всего, исчезнут нормы об ограничении иностранного владения новостными агрегаторами и требование проверять распространяемую информацию.

Cегодня руководитель «Яндекс.Новостей» Татьяна Исаева сообщила в Facebook, что агрегатору придется отказаться от работы с «нелицензированными в России СМИ» (очевидно, имеются в виду СМИ без регистрации в России). Представитель «Яндекса» говорит, что окончательного решения о том, как будет работать новостной сервис компании, пока нет.

Проект о новостных агрегаторах внесли в Госдуму в конце февраля депутаты Алексей Казаков и Александр Ющенко. Он обязывает новостные агрегаторы (такие, как «Яндекс.Новости» и Google News) «проверять достоверность распространяемой общественно значимой информации» и предполагает внесудебное «принятие мер по пресечению распространения недостоверной информации» по жалобе уполномоченных органов. Необходимость фактической премодерации новостей агрегаторами авторы поправок обосновали «политической ролью» таких сервисов.

Представители «Яндекса», Mail.ru Group и Google убедили депутатов, что физически не способны проверять сотни тысяч новостных сообщений, которые они ежедневно распространяют с помощью сервисов-агрегаторов. На их сторону встало и Минкомсвязи. Ограничение работы агрегаторов и даже их закрытие сократит интернет-аудиторию СМИ и, соответственно, их доходы, написал в официальном отзыве замминистра связи Алексей Волин. Более того, агрегаторы и так распространяют сообщения СМИ, которые сами отвечают за достоверность своих сообщений по закону.

Теперь депутаты предлагают компромисс: агрегаторы отвечают самостоятельно за достоверность сообщений тех сайтов, у которых нет регистрации СМИ в России.

Статистики о том, какая часть из 7000 источников, с которыми работают «Яндекс.Новости», – сайты без регистрации СМИ в России, нет, говорит представитель «Яндекса»: прежде у компании не было необходимости собирать такую информацию о партнерах.

Какое-то время назад «Яндекс.Новости» уже стали разделять в выдаче российские и иностранные источники: сначала пользователи видят только первые. К примеру, иностранной в этой ситуации считается русскоязычная Meduza.io (компания зарегистрирована в Латвии).

Регистрацию СМИ получают далеко не все информационные сайты, которые работают и внутри России.

К примеру, такой регистрации нет у онлайн-версии журнала Maxim (входит в издательский дом Hearst Shkulev Media). Директор проекта MaximOnline Даниль Хасашин объяснил, что сайт не публикует как таковые новости: «Яндекс.Новости» приносят нам минимальное число переходов, вряд ли ради того, чтобы с ними работать, мы будем регистрироваться как СМИ.

Принципиально не хочет регистрировать как СМИ свои проекты (TJournal и VC) компания «Комитет», говорит ее директор по интернет-продуктам Владислав Цыплухин. Он, впрочем, тоже оговаривается, что «Яндекс.Новости» приносят этим проектам минимальное число переходов. Алексей Аметов, совладелец Look at Media (проекты Look at me, Village и т. д.), подтвердил, что у сайтов компании нет регистрации СМИ, и от других комментариев отказался.