От редакции: Волк с Лубянки

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»/ outnow.ch

Новые цензурные инициативы могут быть финансово выгодны отдельным лоббистам и собственно контролерам-силовикам, но очень вредны для российской экономики, и без того балансирующей на грани рецессии.

Свежий яркий пример бессмысленной траты времени, средств и сил на цензуру: Новосибирский областной суд отменил решения Центрального райсуда, оштрафовавшего четырех кинопрокатчиков на 4 млн руб. за показ фильма «Волк с Уолл-стрит», якобы пропагандирующего наркотики. По мнению Министерства культуры, фильм не пропагандирует наркотики, а показывает пример их негативного влияния.

Цензура по сути родственна административным барьерам - чем их больше, тем больше коррупция, тем хуже для экономики страны. Любое усиление регулирования сразу увеличивает управленческие издержки: нужен штат регуляторов с зарплатами и офисами; возникают риски неверных решений, их оспаривания и т. д. Конечно, самим регуляторам хорошо, аффилированные с ними коммерческие фирмы могут еще и заказы получить. Но это противоречит задачам развития экономики.

Еще большие издержки несет регулируемый бизнес. Бесконечные новации по контролю за интернетом накладывают ответственность технического обеспечения цензуры на операторов и провайдеров услуг - нужно покупать «железо» и разрабатывать ПО, дублировать информацию, перегружая свои сети. Некоторые цензурные требования вынуждают операторов заниматься внутренней премодерацией. Эти перегрузки будут сказываться на информационных составляющих любого бизнеса.

Ограничения для СМИ и рекламно-ориентированных интернет-ресурсов подрывают их бизнес-модели. Призывы к построению «своего национального интернета» предполагают огромные деньги и изобретение множества велосипедов. «Мягкое» управление интернетом путем распространения информационного шума и прямой пропаганды усиливает раскол и ненависть в обществе, тоже не стимулируя развитие. И так далее.

Усиление цензуры в России оправдывают борьбой с терроризмом или заботой о морали, однако главной целью является защита правящей элитой своей власти. Цели сохранения власти тут противоречат целям развития - общественного и экономического. Но и сохранить власть в конечном итоге сложно, поскольку элита перестает получать обратную связь.