Выручка «Вымпелкома» возобновила падение

При этом доходы от мобильных услуг не упали несмотря на усиление конкуренции на московском рынке
Выручка в расчете на одного мобильного абонента упала на 4%/ М. Стулов/ Ведомости

Общая выручка российского «Вымпелкома» (входит в холдинг Vimpelcom Ltd.) в предыдущем квартале после трех периодов снижения осталась на уровне прошлого года, однако по итогам II квартала упала на 2% до 66,7 млрд руб. год к году, говорится в квартальной отчетности оператора.

EBITDA снизилась на 1% до 27,27 млрд руб., а рентабельность по этому показателю также осталась на уровне прошлого года и составила 40,9%. Среди причин негативного влияния на выручку и рентабельность оператор называет замедление макроэкономического роста, ослабление рубля и усиление конкуренции, следует из его материалов.

Выручка от услуг мобильной связи составила 56,5 млрд руб. и осталась на уровне аналогичного периода прошлого года, сократившись на 0,4%. Стабилизировать этот показатель удалось главным образом за счет роста доходов от пакетных тарифных планов, сказал 4 августа журналистам вице-президент «Вымпелкома» по стратегии и развитию бизнеса Александр Поповский. Доходы от передачи данных выросли на 20% до 12,5 млрд руб. Выручка в расчете на одного мобильного абонента упала на 4% до 304 руб. в месяц. Абонентская база «Вымпелкома» также осталась на уровне прошлого года и включает в себя 57, 4 млн контрактов.

Вымпелком” почувствовал влияние от выхода «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) на московский рынок, но в меньшей степени, чем ожидалось, сказал Поповский. При этом, по его словам, «Вымпелком» пострадал от усиления конкуренции меньше, чем другие игроки “большой тройки”. Такой вывод оператор делает, исходя из баланса по MNP и динамики доходов оператора в Московском регионе, однако показатели эти не раскрывает. “Вымпелком” вовремя принял ответные меры, сфокусировавшись на продвижении пакетных тарифов, что привело к росту лояльности пользователей, снижению оттока и высокому ARPU, считает Поповский. Показатель ARPU (выручка оператора в расчете на одного мобильного абонента) упал за год на 4% до 304 руб. в месяц и на те же 4% увеличился по сравнению с предыдущим кварталом.

В сравнении с другими операторами «Вымпелком» пока выглядит наиболее уязвимым перед ростом конкуренции – в том числе на московском рынке, говорили аналитики после раскрытия результатов I квартала 2016 г. После прихода Tele2 в Москву рынок сократился из-за снижения средней стоимости тарифа. Об этом свидетельствовал рост годового оттока «Вымпелкома» на 8 п. п. до 70%, считает он. По итогам II квартала показатель оттока вырос на 5 п. п. год к году – до 56%.

У «Вымпелкома» самая большая доля московских доходов в общей выручке и при равном влиянии от выхода Tele2 на всех игроков сильнее остальных должен был пострадать именно он, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Однако в этом квартале «Вымпелком» продемонстрировал лучшую по сравнению с «Мегафоном» динамику мобильной выручки и ARPU - возможно, это свидетельствует о том, что выход Tele2 на его показателях сказался меньше, говорит Либин. Однако это подтверждают лишь косвенные признаки, поскольку показателей Московского региона оператор не раскрывает, оговаривается он. Выручка «Мегафона» от услуг мобильной связи во II квартале 2016 г. снизилась до 65,3 млрд руб., на 2,3% год к году, сообщил ранее оператор. На телеконференции с аналитиками и инвесторами 27 июля финансовый директор «Мегафона» Геворк Вермишян сообщил, что на этот показатель негативно повлияло усиление конкуренции на московском рынке. Он подчеркнул, что рыночные позиции «Мегафона» на этом рынке не ухудшились, но конкуренция в области продуктов и тарифов не могла не отразиться на ситуации. МТС раскроет результаты II квартала 18 августа.

Москва достаточно крупный и одновременно сложный регион для всех операторов и в последнее время он демонстрирует тенденцию на снижение емкости рынка, говорит представитель «Мегафона» Юлия Дорохина. При этом оператор не видит для себя какой-то реальной угрозы. «Мы не думаем, что развитие Tele2 может разрушить нашу стоимость или реально поменять рынок», - говорит Дорохина. На ценовое давление со стороны Tele2 «Мегафон» ответил снижением абонентской платы и увеличением трафика на линейке интернет-опций и тарифах, говорит она. Во II квартале абонентская база «Мегафона» в России выросла на 4,6% год к году до 74,7 млн, отмечает Дорохина.