Возможность выхода Facebook в Китай снова под вопросом

Виной тому – публикации видеоматериалов со сценами насилия
Многие комментаторы в китайских социальных сетях пишут, что страна могла бы поделиться с американской компанией своим богатым опытом цензуры/ Greg Baker/ AP

Пытаясь добиться разблокирования Facebook в Китае, генеральный директор компании Марк Цукерберг испробовал все средcтва – от лоббирования до пробежки по площади Тяньаньмэнь. Проблемы, возникшие у Facebook после недавней публикации видеоматериалов со сценами насилия, позволяют представить, насколько трудно будет компании вести бизнес в КНР.

Видеозапись, на которой житель Таиланда убивает свою 11-месячную дочь, продержалась в социальной сети целые сутки, пока не была удалена. В результате Facebook пришлось объявить о привлечении дополнительной команды из 3000 человек, которые будут заниматься модерированием публикуемого контента. В общей сложности этим в компании теперь занимается 7500 человек.

В китайских социальных сетях эти новости были встречены смешками – многие комментаторы пишут, что Китай мог бы поделиться с американской компанией своим богатым опытом цензуры. «Приходите к нам, научим!» – приглашает пользователь популярного местного микроблога Weibo.

Между попытками отфильтровать фальшивые новости или материалы со сценами насилия и жесткой цензурой, осуществляемой авторитарным государством, есть огромная разница. Власти Китая запрещают публикацию не только сцен насилия и порнографии, но и материалов, нежелательных с точки зрения политики. При этом используются изощренные технологии фильтрации контента и целые полицейские подразделения, а частным компаниям приходится заниматься самоцензурой, чтобы не рисковать потерей лицензии.

Представитель Facebook утверждает, что его компания по-прежнему заинтересована в китайском рынке и готовится «принять решение о том, как подойти к нему».

По словам руководителей китайских компаний, эффективный контроль за онлайн-контентом должен опираться на три составляющие – многочисленный контингент, многоуровневая структура фильтрации и искусственный интеллект. Сформированная в Facebook команда для мониторинга из 7500 человек может показаться кому-то большой, но, как считают руководители китайских компаний, она слишком мала, если учесть характер требований, предъявляемых правительством Китая.

В созданном два год назад стартапе Inke, предлагающем потоковый видеосервис, мониторингом видеоматериалов занимается 1000 сотрудников с полной занятостью. Inke не публикует данных о числе своих активных пользователей, но год назад сообщалось, что порядка 50 млн человек инсталлировали приложение компании и активировали свои учетные записи. Для сравнения: у Facebook насчитывается 1,9 млрд активных пользователей ежемесячно. «Если бы Facebook действовал в Китае, им пришлось бы нанять по меньшей мере 20 000 человек только для мониторинга видеоконтента», – считает Фэн Юшэн, основатель и генеральный директор Inke. Если же американская компания намерена проверять еще и фотографии и текстовые материалы, понадобится в несколько раз больше сотрудников, добавляет Фэн.

Частично Facebook решает эту проблему путем аутсорсинга, и он обходится недорого. В компании Douyu, разработавшей приложение для стриминга, мониторингом занимается 800 штатных сотрудников с полной занятостью. В среднем ежедневная аудитория Douyu составляет более 20 млн зрителей, материалы для них публикует более 50 000 человек. Во время пиковой нагрузки сотрудникам приходится проверять более чем по 20 000 видеопотоков почти одновременно. Компания платит этим сотрудникам, отслеживающим иногда по 10 экранов сразу, по 3000–5000 юаней ($435–725) в месяц.

Использование искусственного интеллекта упрощает задачу. Корпорация Tencent Holdings, инвестирующая в Douyu, разработала технологию анализа видео для мессенджеров QQ и WeChat, которыми активно пользуется 1,75 млрд человек. Tencent также разрабатывает программу для распознавания эмоций.

Перевел Александр Силонов