Московский метрополитен может отказаться от рекламного подрядчика

«Трейд компани» задержала предоставление банковской гарантии
«Трейд компани» в прошлом году выиграла тендер метрополитена на размещение рекламы: контракт обошелся ей в 22,6 млрд руб. за 10 лет/ Евгений Разумный / Ведомости

Московский метрополитен может расторгнуть контракт с действующим рекламным подрядчиком – «Трейд компани»: компания задерживает сроки предоставления банковской гарантии, говорится в сообщении метрополитена. Этот срок истекает 1 декабря, а по договору подрядчик должен был предоставить новую банковскую гарантию за 60 дней до этой даты, говорится в сообщении подземки. «Однако этого не произошло, и по условиям договора через 10 календарных дней с момента истечения срока текущей банковской гарантии ГУП «Московский метрополитен» имеет право расторгнуть договор в одностороннем порядке. Предоставление финансовой гарантии – важнейшее условие контракта, которое строго контролируется московским метро», – говорится в сообщении компании.

«Трейд компани», аффилированная с холдингом «Гема» Александра Геллера, в прошлом году выиграла тендер метрополитена на размещение рекламы: контракт обошелся ей в 22,6 млрд руб. за 10 лет. Это уже вторая попытка Геллера заработать на рекламе в подземке. В 2011 г. другая аффилированная с ним компания – «Авто селл» – выиграла предыдущий тендер метрополитена и пообещала заплатить 14 млрд руб. за пять лет, или в 5 раз больше, чем до этого ГУП получало от продажи рекламы.

Но к 2014 г. компания стала сильно задерживать платежи, и летом 2015 г. контракт с ней был разорван. После этого на протяжении полутора лет реклама в московской подземке не размещалась. Новый аукцион состоялся только в марте прошлого года, тогда победителем стал крупнейший оператор наружной рекламы в России – Russ Outdoor. Но заключить контракт с этой компанией метрополитен не смог из-за предписания ФАС о нарушениях в ходе аукциона. В августе 2016 г. победителем стала «Трейд компани», с ней метрополитен и заключил контракт.

Чтобы защититься от задержки платежей, в ходе последнего аукциона метрополитен потребовал от победителя предоставить банковскую гарантию на 30% от стоимости контракта, т. е. 6,8 млрд руб. По условиям договора «Трейд компани» обязалась предоставлять такую банковскую гарантию ежегодно. Банковскую гарантию рекламный подрядчик в предыдущий раз получал в банке «Открытие», следует из данных базы «СПАРК-Интерфакса». Сейчас банк проходит процедуру санации. Представитель банка от комментариев отказался.

Сама же компания «Трейд компани» посчитала, что переплатила столичному метрополитену по договору, так как подземка не предоставила оговоренное число поверхностей. В августе компания подала соответствующий иск к метрополитену в Арбитражный суд Москвы, 13 октября суд вынес решение, в котором обязал метрополитен снизить сумму договора до 21,4 млрд руб. Метрополитен оспорил это решение.

Обещали платить регулярно

После победы на тендере 2016 г. гендиректор «Трейд компани» Рима Согомонян говорила «Ведомостям», что компания сможет выполнить все обязательства по новому контракту с метрополитеном. В прошлый раз оператора подкосил кризис в экономике, из-за которого рекламодатели стали сокращать бюджеты на продвижение, объясняла она. Также метрополитен существенно увеличил сумму выплат в последний год контракта (с 2,7 млрд до 3,2 млрд руб.) из-за высокого уровня инфляции в стране. «Гема» тогда не смогла убедить метрополитен не увеличивать сумму контракта, стала нести убытки и в итоге перестала платить, говорила Согомонян.

Метрополитену сейчас невыгодно будет расторгать контракт с рекламным подрядчиком, с которым он работает всего год, в этом случае метрополитен лишится стабильного заработка от рекламы, сказал «Ведомостям» генеральный директор аналитической компании «Эспар-аналитик» Андрей Березкин. «В случае если контракт будет разорван, метрополитену предстоит долгая процедура выбора нового подрядчика, которая в прошлый раз заняла полтора года, – говорит он. – Но, с другой стороны, метрополитен может быть заинтересован в смене рекламного партнера. Договор предполагал, что подрядчик возьмет на себя обязательства по оснащению вагонов цифровыми рекламными экранами, но пока эти экраны так и не внедрили». Ведет ли «Трейд компани» переговоры с другими банками о получении банковской гарантии, ему неизвестно.

«Трейд компани» не ответила на запрос «Ведомостей».