Второй по величине оператор наружной рекламы в Москве уходит с рынка

Компания ТРК не смогла найти 1,43 млрд рублей, чтобы рассчитаться с властями
Второй по величине оператор наружной рекламы в Москве уходит с рынка: не смог найти 1,43 млрд руб., чтобы рассчитаться с властями/ Евгений Разумный / Ведомости

Московский оператор наружной рекламы – компания ТРК, аффилированная с автохолдингом «Гема» Александра Геллера, предупредила партнеров, что 24 января начнет демонтировать рекламу. Преду-преждение разослано на прошлой неделе, рассказали «Ведомостям» сотрудники двух рекламных агентств, в тексте сказано, что власти уведомили ТРК о расторжении договора и компания вынуждена прекратить деятельность.

Уведомление о расторжении направлено 30 декабря, сообщал представитель департамента СМИ и рекламы, договоры будут считаться расторгнутыми по инициативе компании с 23 января, с этой даты все разрешения аннулируются, а рекламные конструкции должны быть демонтированы. Человек, знакомый с деятельностью ТРК, знает, что компания до сих пор не перевела средства в бюджет.

В 2013–2014 гг. власти Москвы разыграли на аукционах 8806 мест для размещения рекламных конструкций. Победители (восемь операторов) обязались выплатить в бюджет города 100 млрд руб. за 10 лет. ТРК получила на двух аукционах почти 1500 мест за 25 млрд руб. и стала второй по величине компанией в наружной рекламе Москвы – следом за Russ Outdoor.

Проблемы с платежами в бюджет возникли почти сразу после заключения договоров. В 2015 г. ТРК выдала департаменту СМИ и рекламы вексель вместо оплаты, но потом все же нашла свыше 2,04 млрд руб. за 2015 г. и рассчиталась с департаментом. Заместитель гендиректора ТРК говорила «Ведомостям», что платеж был из средств «Гемы». В конце 2016 г. ТРК не смогла перевести в бюджет 1,9 млрд руб. Чиновники подождали, но в феврале уведомили ТРК о расторжении договора. ТРК снова нашла средства, а департамент восстановил пять из восьми соглашений с ТРК.

Бизнес ТРК убыточен, по данным «СПАРК-Интерфакса». В 2015 г. чистый убыток вырос по сравнению с 2014 г. в 8 раз и достиг 1,8 млрд руб. В 2016 г. выручка компании сократилась до 915,5 млн руб., убыток составил 2,2 млрд руб. Выручка за 2016 г. – 915 млн, убыток – 2,22 млрд руб., выручка за 2017 г. – 1 млрд руб., согласно СПАРК, данных об убытке пока нет.

В октябре 2017 г., по данным СПАРК, ТРК заложила почти все рекламные конструкции в банке «Открытие». Сколько компания получила за это – в базе не указано, представитель банка отказался от комментариев.

У ТРК было около 500 щитов в конце 2017 г., это примерно 20% от всех конструкций в городе, сказал генеральный директор «Эспар-аналитик» Андрей Березкин, как ее уход отразится на ценах – не известно: долгое время заполняемость щитов ТРК была низкой.

Уход ТРК с рынка вряд ли существенно повлияет на цену наружной рекламы, рассуждает сотрудник крупного оператора, уход лишних щитов поможет удержать рентабельность другим операторам. У ТРК были щиты в местах, недоступных другим операторам, знает он, это может затруднить проведение охватных кампаний в Москве.