Статья опубликована в № 4665 от 02.10.2018 под заголовком: Треть экрана – российская

Российское кино получит треть экрана

Год назад отечественные фильмы получили лишь каждого четвертого зрителя
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

В 2018 г. доля российского кино в прокате может составить 30% – 55 млн зрителей посмотрят отечественные фильмы, прогнозирует государственный Фонд кино. В 2016 г. эта доля была лишь 18%, в прошлом году доросла до 25,6%, указывал фонд.

Доля зрителей примерно совпадает с долей кассы, а значит, отечественные фильмы могут получить почти каждый третий рубль, потраченный на билеты в кино жителями России. Это радикальное изменение расклада в отечественном прокате за последние годы: с 2008 г. российские продюсеры все быстрее проигрывали конкуренцию Голливуду, и к 2012 г. доля отечественных фильмов в национальной кассе снизилась до 13%.

Полная смена модели господдержки, фокус на финансирование массового кино позволили увеличить этот порог лишь до 18%, выше которого чиновники и продюсеры не могли прыгнуть вплоть до 2017 г. А в прошлом году несколько российских премьер собрали больше миллиарда рублей каждая и зрители отдали отечественному кино каждый четвертый рубль. Но рынок по-прежнему с крайним скепсисом воспринимал заявления министра культуры Владимира Мединского, что отечественному кино по силам получить треть сборов.

Чиновники заинтересованы в успехах отечественного кино по двум основным причинам. Во-первых, верят, что сильные и популярные российские фильмы – вопрос национальной идентичности, во-вторых, государство ежегодно раздает продюсерам миллиарды рублей из федерального бюджета, большая часть отечественных фильмов в прокате частично профинансирована Фондом кино.

2018 год далеко не самый удачный для кинотеатров. В российском прокате случались кварталы, когда доходы снижались, но никогда еще отрицательной динамики сборов не было на протяжении полугода. По данным единой системы продажи кинобилетов, осенью ситуация не исправилась – за первые девять месяцев года жители России потратили в кино 36,6 млрд руб., что на 8,4% меньше, чем за тот же период 2017 г. Похожие выводы у аналитиков журнала «Бюллетень кинопрокатчика»: минус 8,2% по национальной кассе.

Падение рынка полностью обусловлено сокращением кассы иностранных фильмов, указывают аналитики фонда: их сборы снизились сразу на 22% (9 месяцев 2018 г. в сравнении с 9 месяцами 2017 г.) и составили 25,2 млрд руб. В первом полугодии это падение было еще сильнее – минус 25,8%, указывал прежде журнал «Бюллетень кинопрокатчика». Наоборот, сборы российских картин в том же сопоставлении выросли на 46,8% и достигли 11,4 млрд руб.

Отечественное кино набирает обороты, подтверждает гендиректор «Централ партнершип» Вадим Верещагин: растет средняя касса крупной российской премьеры, у зрителей копится кредит доверия к отечественному кино, а громких провалов у национальных картин в этом году не было. И в копилку этого года легла большая часть кассы фильма «Движение вверх» (стартовал в конце декабря 2017 г.), единственной российской картины, которая собрала более 2 млрд руб., напоминает Верещагин, а всего – почти 3 млрд. В топ-40 фильмов по кассе с начала этого года – 10 российских картин, шесть из них собрали больше 400 млн руб., подсчитали «Ведомости» на основе данных «Бюллетеня кинопрокатчика». За тот же период 2017 г. отечественных картин в топ-40 было девять, но лишь две собрали больше 400 млн руб.

Российское кино научилось лучше попадать в аудиторию, в том числе во взрослеющих посетителей кинотеатров, указывает гендиректор «Невафильм Research» Олег Березин: среди прочего это и результат работы Фонда кино, эффект от нее проявился спустя несколько лет после начала реформы господдержки. И напротив, иностранное кино, прежде всего голливудские комиксы, теперь хуже воспринимается в России, заключает он.-

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more