«Тинькофф банк» поможет банкам распознавать голоса их клиентов

Он предоставит свой алгоритм распознавания голоса для Единой биометрической системы
Валерий Шарифулин / ТАСС

У Единой биометрической системы (ЕБС) появится первый вендор биометрических технологий среди самих банков: «Ростелеком» будет использовать в системе алгоритм «Тинькофф банка» для распознавания голоса клиента, сообщили «Ведомостям» представители оператора и банка. Соглашение об этом стороны подписали в пятницу 19 октября на «Финополисе». Алгоритм заработает в системе через несколько недель, уточнили представители сторон.

ЕБС работает с 1 июля и позволяет удаленно открывать счета, брать кредиты или делать переводы. Для этого сначала нужно сдать свои биометрические данные в систему – образец голоса и фотографию лица, а также иметь учетную запись на портале госуслуг. Биометрию можно сдать в отделении банка, работающего с ЕБС.

Когда человек сдает образец голоса в банке, каждый из вендоров, подключенных к системе, формирует из этого образца уникальный код, поясняет директор по цифровой идентичности «Ростелекома» Иван Беров. Благодаря такому коду каждый из вендоров может идентифицировать клиента. Теперь, поясняет Беров, в число вендоров, получающих и обрабатывающих образец голоса, войдет и «Тинькофф банк».

Когда клиент хочет дистанционно воспользоваться услугами банка и его нужно идентифицировать – сравнить записанный образец с голосом человека в момент запроса услуги, то работает только один вендор, который за определенный период показал лучшие результаты распознавания на тестах, заявляет Беров. Он получает комиссию за проведение идентификации. Сейчас таким вендором по голосу является Центр речевых технологий (ЦРТ), уточнил Беров и подтвердил представитель ЦРТ. Однако, говорит Беров, остальные вендоры продолжают постоянно участвовать в конкурсе. По его словам, когда тесты показывают лучшие результаты у другого вендора, лидер меняется и уже новый вендор начинает работать с клиентами банков и получать комиссию. «Тинькофф банк» войдет в число вендоров, допущенных до конкурса в ЕБС, и сможет проводить идентификации реальных клиентов, если его алгоритм будет показывать лучшие результаты, чем у конкурентов, подытоживает Беров.

Лучший вендор зарабатывает на каждой идентификации, отмечает представитель «Ростелекома». Сейчас банк платит по 200 руб. за каждую процедуру идентификации – эта сумма распределяется между банком, зарегистрировавшим ранее человека в ЕБС, оператором системы («Ростелекомом») и вендорами по лицу и голосу. Какую долю платежа получает именно вендор, представители «Ростелекома» и ЦРТ уточнить отказались.

Конкурентов «Тинькофф банка» его появление среди вендоров не смущает. Чем больше вендоров, тем устойчивее работа системы: если возникает неисправность одного алгоритма, данные без потери времени можно перевести на другой, считает представитель ЦРТ. В то же время риски утечки информации именно в пользу вендора исключены благодаря архитектуре ЕБС, уверена главный операционный директор Альфа-банка Мария Шевченко – этот банк 18 октября объявил, что начинает выдавать дебетовые карты с помощью ЕБС.

Представители «Тинькофф банка» и «Ростелекома» подтвердили, что биометрические данные клиентов, в том числе других банков, «Тинькофф банк» как вендор получать не будет – распознавание проходит на платформе ЕБС.