«Мегафон» временно покидает рынок телемедицинских услуг

Перспективы телемедицины туманны – возможности сервисов ограничены, а люди не готовы платить за их услуги
«Мегафон» первым среди телекоммуникационных компаний запустил сервис медицинских онлайн-консультаций/ Максим Стулов / Ведомости

В воскресенье прекратило работу телемедицинское приложение «Мегафон здоровье», информирует разосланное оператором смс-сообщение. Из него следует, что сервис закрыт временно. В качестве компенсации подписчики сервиса могут бесплатно посмотреть три фильма на «Мегафон ТВ». Представитель «Мегафона» подтвердил временное закрытие проекта. Финансовые и другие показатели сервиса он не раскрыл.

На странице приложения «Мегафон здоровье» «Play маркет» (приложения для Android) пользователи массово жаловались на технические сбои и ошибки. Есть подобные жалобы и в App Store. Впрочем, пользователи высказывали недовольство и продуктами конкурентов, но, по наблюдениям корреспондента «Ведомостей», жалоб на технические сбои было меньше.

«Мегафон» первым среди телекоммуникационных компаний запустил сервис медицинских онлайн-консультаций в ноябре 2017 г. За полгода до этого оператор представил инвесторам новую стратегию, главной целью которой ставилась адаптация к цифровому миру. «Мегафон» активно уходит от понятия «оператор связи» и старается развивать интегрированные проекты, которые позволяют оказывать абонентам услуги не только в сфере связи, но и в смежных сферах – в том числе цифрового здравоохранения, объяснял директор компании по новым бизнесам Ян Кухальский. «Мегафон» обещал пользователям своего приложения онлайн-консультации врачей, запись на прием в клиники, ведение электронной медкарты.

Для нового проекта оператор выбрал хорошо известного партнера – компанию «Телемед хелп». В 2017 г. ее совладельцем через кипрскую Blueberg Enterprises Limited был бывший гендиректор оператора Иван Таврин, рассказывал он сам «Ведомостям». По данным СПАРК, сегодня «Телемед хелп» на 100% принадлежит кипрской Blueberg.

Сейчас «Мегафон» прекратил сотрудничество с «Телемед хелп» и работает над глобальным перезапуском проекта цифровой медицины, сообщил представитель оператора. Точной даты он не назвал.

Конкуренты «Мегафона» полны оптимизма. Представитель МТС рассказывает о ежемесячном 30%-ном приросте пользователей приложения SmartMed (совместный проект МТС и «Медси», входящих в АФК «Система») при среднем чеке за одну консультацию в 550 руб. Tele2 запустила свой проект в июне 2018 г. Представитель оператора не раскрывает количество пользователей, но добавляет, что в IV квартале 2018 г. их число выросло на 56% в сравнении с III кварталом 2018 г.

Телемедицинский проект «Вымпелкома» заработал в конце ноября прошлого года. По статистике оператора, 18% обратившихся были направлены на очный прием. Пользуются сервисом либо те, кому работодатель не оплачивает ДМС (такая страховка есть лишь у 10% опрошенных «Вымпелкомом» абонентов), либо же те, кто не может обратиться к врачу очно, рассказывает представитель оператора. Действительно, если пользователь находится за городом или вовсе за границей или же ему нужно второе мнение или расшифровка анализов, то телемедицина может пригодиться, добавляет представитель МТС.

Показатели «Яндекс.Здоровья» растут, но какие конкретно – компания не раскрывает, сообщил ее представитель.

Впрочем, у телемедицины есть одно жесткое ограничение – врач не может ставить диагноз. Диагностировать заболевание и рекомендовать лечение можно только при личном приеме, объясняет руководитель «Mail.ru здоровья» Евгений Паперный. Но если врач уже видел пациента, то затем может дистанционно изменить свои назначения.

В 75% случаев дистанционного обращения к врачу рекомендуется очный визит к профильному специалисту, рассказывает управляющий партнер медицинской компании «Доктор рядом» Максим Чернин. В остальных случаях врач способен дать пациенту нужный совет без визита в клинику. Возможность пользоваться телемедициной полезна не только для пациентов, но и для страховых компаний, поскольку помимо повышения доступности еще и снижает число посещений врача, а значит, и расходы пациента или страховщика, отмечает Чернин.

«Телемедицина даст только одно – сбор жалоб и анамнеза, а все остальное будет недоступно, иначе медицина опустится на уровень фельдшеризма», – писала EY в исследовании рынка коммерческой медицины за 2016 г. А вот повторный прием с целью расшифровки результатов анализов и корректировки лечения можно проводить удаленно. Наименьшие вопросы вызывает услуга «второе мнение», пиcала EY. 22% опрошенных компанией были уверены, что коммерческих перспектив в телемедицине нет, 15% назвали телемедицину маркетинговым ходом для привлечения новых клиентов.

Не только в России, но и в мире телемедицина зажата с двух сторон: с одной стороны, благодаря интернету информационные услуги бесплатны, а с другой – по законодательству возможны лишь повторные приемы врачей и выбраться за пределы этой довольно узкой ниши телемедицине будет крайне проблематично, рассуждает врач клиники «Чайка» Андрей Гришковец.

Паперный указывает еще на одну проблему: люди не готовы платить за телемедицину. Коммерческие сервисы получают деньги за участие в программах ДМС, фактически работая как b2b, рассказывает он. А модель лидогенерации, когда врач лишь зовет на прием в офлайн-клинику, используется не всеми телемедицинскими сервисами и постепенно отмирает, указывает он. Люди готовы платить за квалифицированную помощь врача, телемедицина – это способ такую помощь предоставить, спорит представитель «Яндекса».