На сбор данных об автомобилях требуется 1,3 млрд рублей от государства

Платформа «Автодата» должна выйти на самоокупаемость за 3–5 лет
В платформе «Автодата» будет накапливаться полная информация об эксплуатации автомобиля в течение всего его жизненного цикла/ Андрей Махонин / Ведомости

В 2020 г. на развитие платформы «Автодата», которая должна собирать автомобильные данные, потребуется еще около 1,3 млрд руб. государственных денег – в дополнение к 325 млн, выданным государством осенью, рассказал «Ведомостям» советник руководителя НТИ «Автонет» и вице-президент НП «Глонасс» Евгений Белянко.

Те 325 млн руб. пойдут на создание макетов сервисов (сервисов планируется более десятка), а 1,3 млрд руб. на ближайшие три года пойдут на доработку программного обеспечения для этих сервисов, закупку оборудования и тестирование. Евгений Белянко рассчитывает, что проект начнет сам себя окупать через 3–5 лет.

В платформе «Автодата» будет накапливаться полная информация об эксплуатации автомобиля в течение всего его жизненного цикла. На ее основе создадут новые услуги для автолюбителей, например кредитование при покупке подержанных автомобилей, страхование по запросу. Потребителями таких сервисов могут стать госслужбы в сфере транспорта, страховые и логистические компании, сами автолюбители, рассчитывают в «Автонете». Сервисы, связанные с безопасностью дорожного движения, будут работать бесплатно для автолюбителей и дорожных служб – в обмен на разрешение от них собирать данные с их автомобилей, но часть сервисов будет коммерческой.

Платформа «Автодата» начала работать в сентябре, это исполнение поручения президента Владимира Путина. Для создания платформы создан межотраслевой консорциум «Автомата», среди учредителей которого НП «Глонасс», Федеральное дорожное агентство, Минпромторг, госкорпорация «Роскосмос», Росавтодор, госкомпания «Автодор», «Яндекс», группа ГАЗ, Российский союз автостраховщиков, фонд «Сколково», Ассоциация европейского бизнеса и другие организации и представительства.

Платформа в идеале позволит отказаться от бумажных документов, связанных с автотранспортом и логистикой, полагает директор ассоциации интернета вещей Андрей Колесников. Другой вопрос, продолжает он, – будут ли участники платформы думать об удобстве для населения или заботиться лишь о контроле над данными.

По мнению аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, у проекта будут сложности. Прежде всего необходимо определить правовой статус данных на платформе: являются ли они персональными, кто ими владеет, какие права на использование есть у владельцев платформы и автопроизводителей – а также правовой статус самой платформы. Следом, говорит Колесников, участники должны будут договориться об общем формате организации данных, принципах обмена ими и о прочих общих стандартах.

В этой платформе будут собираться бесценные данные и проводиться их анализ, но остается открытым вопрос безопасности, отмечает директор по развитию компании Kauri Екатерина Черкасова: кто и как будет иметь доступ к этим данным. Тут есть широкое поле для злоупотреблений, продолжает Черкасова, но если данные будут всегда под замком, то смысла в системе нет никакого.

Сбор информации будет осуществляться при помощи умных устройств, а ее обработка и хранение составят отдельную систему интернета вещей, а такие системы достаточно уязвимы, напоминает Черкасова: единожды установленный антивирус не дает высокой гарантии защиты, так что потребуется постоянный и детальный мониторинг безопасности.

По данным «Лаборатории Касперского», за первое полугодие 2019 г. хакеры атаковали устройства интернета вещей более 105 млн раз.

На создание платформы может потребоваться значительно больше денег, чем выделяется из бюджета, предполагают и Казарян, и Черкасова.