И за метро, и за автомобили

Транспортная политика города амбициозна, но не всегда последовательна
Евгений Разумный / Ведомости

В пяти минутах ходьбы от моего дома строится новая станция метро, открыть ее обещают в 2023 г. Это очень хорошая новость. Москва много тратит на улучшение транспортной ситуации в городе. Например, самая дорогая госпрограмма столичного бюджета – «Развитие транспортной системы». На нее в ближайшие три года Москва потратит 2,2 трлн руб. Для сравнения, на социальную поддержку будет направлено 1,6 трлн руб., а на образование – 1,3 трлн руб.

Больше всего вложений в транспортной программе потребует строительство автомобильных дорог (966 млрд руб.) и метро (860 млрд руб). Власти обещают в ближайшие три года построить 339 км дорог, 68 км линий метрополитена и т. д. Оператором развития обеих программ выступает принадлежащая городу компания «Мосинжпроект». Она основной проектировщик и генподрядчик ключевых проектов мэрии (метро, дороги, транспортно-пересадочные узлы).

Этими функциями власти наделили компанию несколько лет назад. Если в 2010 г. ее выручка составляла 1,2 млрд руб., то в прошлом году – уже 160 млрд руб. А портфель заказов приближается к 1,5 трлн руб. На подряде у «Мосинжпроекта» работают почти все известные строительные компании – «Мостотрест», АРКС, «Ингеоком», «Мосметрострой». В перспективе холдинг планирует даже выходить на международные рынки, заявлял недавно курирующий эту компанию заммэра Москвы Марат Хуснуллин. Но это случится, по его словам, тогда, когда «Мосинжпроект» завершит свои основные проекты в Москве. К тому моменту транспортная ситуация в городе должна улучшиться радикально: 95% жителей будут жить в пешей доступности от метро.

Но пока метро пришло не ко всем, город периодически встает в пробках. Так было и 10 лет назад, когда мэром был Юрий Лужков. Его упрекали в том, что он не занимается транспортной политикой. Другое дело – пришедший ему на смену Сергей Собянин. В первые годы его руководства в городе упорядочили парковку, создали выделенные полосы для общественного транспорта, начали активно строить метро. Ситуация действительно улучшилась. Но ненадолго. Уже в 2014 г. в Москву начали возвращаться 10-балльные пробки. Есть подозрение, что это связано с программой «Моя улица» и заужением проезжей части на ряде важных улиц, считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. «Моя улица» как раз тогда и стартовала. После ее завершения московские улицы превратились в широкие тротуары для пешеходов с радикально суженной проезжей частью, а число парковочных мест сократилось в разы.

Количество пробок уменьшится, когда у города будет скоординированная политика, считает сооснователь фонда «Городские проекты» Максим Кац: нужно развивать общественный транспорт и перестать стимулировать пользование личным. По его мнению, строя дороги, город стимулирует горожан покупать автомобили, а вот наземный общественный транспорт развивается недостаточно: ликвидируется троллейбусная система, не строятся трамвайные пути. Как результат, за восемь лет число личных машин в Москве и области, по данным ЦОДД, выросло на треть – до 7,7 млн.

Пока я добираюсь до работы на личном автомобиле. Дорога занимает все больше времени. «Яндекс.Навигатор» всегда прокладывает маршрут через центр: ты едешь по узким улицам и гарантированно встаешь в пробке. Других вариантов, кроме центра, особо нет: в городе так и не появились поперечные связи между районами. «Мосинжпроект» занимается мегапроектами. А до 2023 г. еще далеко.